Эцп виды: Электронная подпись (ЭЦП): какую и как получить?

Содержание

Виды и применение электронной подписи

Любое взаимодействие, которое осуществляется с помощью электронной подписи, регулируется Федеральным законом № 63 «Об электронной подписи».

Документ даёт следующее определение: электронная подпись — это информация, которая, будучи присоединенной к другой информации, позволяет определить личность лица, подписавшего документ.

Чтобы понять, как работает электронная подпись, рассмотрим её виды.

Какая бывает электронная подпись

Законом предусмотрены три вида подписей: простая электронная подпись (ПЭП), неквалифицированная (НЭП) и квалифицированная (КЭП). Также существуют понятия ЭП и ЭЦП.

Как расшифровывается ЭЦП и ЭП

Это сокращения. ЭП — это электронная подпись, а ЭЦП — это электронная цифровая подпись. ЭЦП название устаревшее, но употребляется до сих пор.

Простая электронная подпись

Признаки простой электронной подписи

Это подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.

Например, комбинация из логина и пароля при отправке электронного сообщения является простой электронной подписью, подтверждающей, что электронное сообщение отправлено конкретным лицом.

Где используют ПЭП

Простая электронная подпись содержится в самом электронном документе. Ключ простой ЭП применяется в соответствии с правилами, установленными оператором информационной системы, с помощью которой формируется электронный документ, и в созданном документе содержится информация, указывающая на лицо, от имени которого он был создан.

Например, простую электронную подпись имеют все пользователи Сбербанк Онлайн, Почта России и других приложений, где для идентификации требуется ввести логин и пароль.

Где не используют ПЭП

Простая электронная подпись не может быть использована для подписания электронных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или в информационной системе, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.

Неквалифицированная электронная подпись (НЭП)

Признаки неквалифицированной электронной подписи

Это усиленная электронная подпись, которая получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи. НЭП идентифицирует отправителя и подтверждает, что с момента подписания документ не менялся.

Где используют НЭП

Применяется неквалифицированная электронная подпись для документов, которые не требуют заверения печатью. Такую подпись используют во внутренних системах электронного документооборота компании.

НЭП приравнивает документ к собственноручно подписанному с печатью организации только в случае, если это установлено регламентом информационной системы, в котором используется данный вид подписи, либо соглашением сторон, участвующих в электронном документообороте.

Этот вид ЭЦП выпускается с использованием специального программного комплекса.

Где не используют НЭП

НЭП может быть приравнена к бумажному документу, подписанному собственноручно, только в случае, если у сторон есть дополнительное соглашение. Сдавать отчётность в государственные органы и участвовать в торгах с неквалифицированной подписью не получится.

Квалифицированная электронная подпись (КЭП)

Каким признакам соответствует квалифицированная электронная подпись

К признакам квалифицированной электронной подписи относится соответствие всем признакам НЭП. Также КЭП содержит ключ проверки электронной подписи в квалифицированном сертификате.

Для создания и проверки такой подписи используются средства криптографической защиты, которые сертифицированы ФСБ РФ. Усиленная квалифицированная электронная подпись подтверждается сертификатом от аккредитованного удостоверяющего центра.

Где используют КЭП

За счёт регламентированных правил выпуска и описания структуры электронной подписи в Федеральном законе № 63-ФЗ «Об электронной подписи» её можно использовать в информационных системах без необходимости описания применения в регламенте или соглашении сторон.

Квалифицированная электронная подпись значительно расширяет круг возможностей пользователя. Имея такую ЭЦП, можно осуществлять гражданско-правовые сделки, оказывать и получать государственные и муниципальные услуги, сдавать налоговую отчётность, участвовать в электронных торгах и совершать другие юридически значимые действия через интернет.

Квалифицированная электронная подпись (КЭП, ЭЦП) является абсолютным аналогом подписи гражданина, поставленной собственноручно. Согласно законодательству, КЭП придает юридическую значимость подписанному электронному документу.

Где получить КЭП

В зависимости от пользователя КЭП выдают в разных удостоверяющих центрах (УЦ). Руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель получают подпись в УЦ ФНС или её доверенных лиц. Получателю необходимо собрать пакет документов и лично явиться в отделение ведомства. Клиенты обслуживаются в порядке ведомства по графику филиала.