В России появился новый дефицит: что мешает росту экономики страны. Чего не хватает в россии производство
Каких сервисов, товаров на нашем рынке вам не хватает?
Экономический кризис заставляет компании перестроиться и жить по-новому. Перемены, пусть даже негативные, дают шанс осмотреться и кому-то нащупать верный путь развития, а кому-то найти свою «золотую жилу». Мы предлагаем читателям журнала и посетителям сайта www.mybiz.ru поучаствовать в нашей дискуссии, которая поможет молодым предпринимателям отыскать идеи для развития собственного дела.
Дмитрий Агарунов:
Мне лично не хватало доставки в офис недорогой простой еды — типа «правильной» пасты, лапши, кошерной еды. Скорость доставки того, что было, была неприемлемо низкой. Не хватало корпоративного туристического обслуживания, такого, где менеджер знает потребности нашей компании и предлагает очень узкий выбор, ориентированный на наши нужды.
Не хватало доставки и оплаты online повседневных товаров по сниженным ценам. («Утконос», к сожалению, постоянно путает заказы.) Есть большая потребность в прокате автомобиля, мотоциклов и мотороллеров на условиях почасовой оплаты, почасового водителя. В Москве не хватает парковок или «валет»-паркингов, отсутствуют недорогие простые фитнес-клубы.
Есть потребность в овощных магазинах, простых овощных магазинах самообслуживания. Супермаркетам не удается нигде в мире хорошо наладить торговлю свежими фруктами и овощами. Хранение короткое, вечером надо сбрасывать цены на увядающие и т. д.
Посетитель сайта:
Не хватало ремонтных летучек. Чтобы в случае поломки приехали бравые парни и вместо эвакуации на сервис (а ночью, как правило, не только он сам не работает, но и оставить рядом до утра мотоцикл негде) поломку средней тяжести ликвидировали на месте. Скажем, прозвонили по-быстрому электрику или заделали прогоревший глушитель. С собой ведь не особо повозишь даже инструмент (свечник + отвертка, больше не влезает). И там же в машине шиномонтаж (сейчас в случае даже серьезного пореза покрышки нужно везти мотоцикл на эвакуаторе в сервис).
С мотостоянками плохо, приходится искать не столько дырку у тротуара, сколько дырку с близлежащим столбом, чтоб можно было к нему приковать мотоцикл цепью. Выход — Л-образные конструкции из труб с интервалом в полметра, устанавливаемые у проезжей части (многократно видел сие в Европе). Не хватает нормальных сервисов!
Посетитель сайта:
Автоматов, продающих билеты на метро. Телефонной справочной, которая отвечает на любые вопросы. В Латвии такая есть, я там узнавал высоту Килиманджаро, время рассвета на Иссык-Куле и как проехать на такую-то улицу. Доставки купленных мной в супермаркете продуктов ко мне домой.
Посетитель сайта:
Чего бы хотелось из сервисов:
1. Удобной работы сайтов, на которых что-то заказываешь: интерфейс ужасен и неудобен в большинстве случаев.
2. Покупки билетов на футбол через Интернет. Ехать с одного конца Москвы в Лужники, чтобы отстоять в ноябре очередь часа полтора, это отстой. Купить же билеты на топовые матчи (сборная, еврокубки) можно только у спекулянтов, и опять же надо ехать к стадиону. Порочный круг.
3. Удобных небольших спортивных универсальных площадок по всей Москве: чтобы вышел, взял мяч и поиграл с детьми, друзьями и т. д.
4. Недорогого проката велосипедов, как в Париже.
5. Нормальной, удобной, надежной системы оплаты и доставки онлайн всякой всячины + оплаты (без взятия процентов) всяких услуг: от коммунальных до прочих других.
6. Сети детских кафе: все только для детей — меню, развлечения и прочее.
7. Системы лояльности для футбольных болельщиков: карточка, которая давала бы разные скидки в магазинах спортивной экипировки, на подписку на журнал Total Football, на билеты и абонементы на матчи на стадионах в других городах.
ЕленаКогда: 2009-05-16 11:56:13
не хватает
Привет всем! Мне не хватает порядочности, ответственности и здравого смысла государства. Много говорят о социалной ответственности бизнеса. А как насчет государства? А всего остального, чего мне не хватает, это я и сама могу организовать. Не хватает вегетарианской еды? Открывайте такую. Не хватает просто еды? Возьмите брошеный сад, и сажайте там еду. Не хватает грамотных специалистов? Сам стань таким или воспитывай, если ты руководитель. Не хватает автосервиса? А кто мешает? А мешает только государство. Попробуй землю взять под сервис, лучше смерть. Ко мне знакомый приезжал из Германии, и я спросила у него, кто у них контролирует государство. Знаете кто? Граждане. А мы что? Или не умеем, или не хотим, или механизмов таких нет?Почему в России нет и не будет производства? | Мнения | Деньги
Прогнозы роста промышленного производства в нашей стране, по оценкам Минэкономразвития, положительные. Мы начинаем производить больше — в том числе, благодаря санкциям и обострению отношений с Украиной. Однако не всё так радужно, считает Владимир Кашин, профессор Российского экономического университета им. Плеханова.
«Да» — банкирам, «нет» — заводам
Государство средствами налоговой политики налагает абсолютный запрет на производство в нашей стране любых полезных вещей и товаров. Что разрешает делать российская система налогообложения? Например, торговать иностранным ширпотребом — для такой деятельности установлен льготный налоговый режим. Заниматься банковским делом и валютно-финансовыми спекуляциями — вся эта деятельность заботливо освобождена от обложения НДС. Добывать и распродавать запасы из отечественных природных кладовых — опять спецрежимы, плюс прямое премирование в виде «возмещения» из сумм НДС, уплаченных другими секторами и отраслями экономики. Извлекать доходы из любого рода криминальной и полукриминальной деятельности — таким доходам в РФ гарантируется иммунитет от налогов, чего нет ни в одной развитой стране мира!
А вот полным набором налогов (налог на прибыль, НДС и налог на имущество) у нас — в единственной стране в мире — облагается только производственный сектор! Для предприятий, производящих материальные товары и продукты, реальное налоговое бремя превышает 50 %.
Пора начать трудиться
Итак, мы не на дне, мы — ниже дна, и чтобы конкурировать с другими странами на мировом рынке разделения труда в сфере полезной производственной деятельности, нам надо вначале устранить эти перекосы, выйти «на нейтральный уровень», и только потом уже можно будет ставить задачи перехода к налоговому стимулированию экономического развития нашей страны.
Задачи обогащения банкиров, сырьевиков и челноков-спекулянтов мы выполнили, теперь пора заняться и производством. И это не просто благое пожелание, это — императив, без обеспечения которого российское государство рискует самим своим существованием.
Действительно, со стороны внешнего мира всё более укрепляется мнение, что российскому народу-бездельнику (а кроме природного сырья, мы внешнему миру практически ничего не предлагаем) не по заслугам владеть шестой – седьмой частью суши и львиной долей природных богатств планеты. Поэтому либо мы начнём производительно трудиться, либо «нас сомнут», сотрут, попросту вытравят — как неполезных, но слишком шумных сверчков в деревенском доме.
Работа ради бухгалтерии?
Что надо исправить в налогах?Для начала — простой, взятый из жизни пример. Находящийся в Канаде и принадлежащий объединению «Ростсельмаш» тракторный завод, который по итогам 2012 года имел прибыль в размере $16,4 млн, в российских условиях имел бы чистый убыток в сумме $21,7 млн. И главные статьи, определяющие невозможность работы аналогичного предприятия в России, это налоги. Завод в Канаде в 2012 году заплатил в виде налогов $47,9 млн. В России такой завод должен заплатить $74 млн, на $26,1 млн больше.
На тракторном заводе в Канаде со всей этой работой вполне справляются всего 14 бухгалтеров, а для такого же завода в России потребовалось бы таких работников в четыре раза больше.
Показательно сопоставление налогового бремени между РФ и США. Для бизнеса: в США НДС вообще нет (у нас — 18 %), в США нет налога на имущество (у нас — 2,2 %), приобретаемое оборудование стоимостью до $2 млн в год в США списывается на себестоимость, социальные взносы у них — 13,3 % (у нас — 30 %), и в США применяется прогрессия ставок при налогообложении прибыли (для малых доходов — всего 15 %). Для населения: в США действует прогрессивный подоходный налог (ставки до 39,6 %) и высокий необлагаемый минимум, в результате чего более половины населения страны вообще этого налога не платит. У нас налог по ставке в 13 % удерживается даже с доходов ниже прожиточного минимума. А в США таким людям, наоборот, доплачивают из казны до уровня установленного там прожиточного уровня.
При этом, с системной точки зрения, главное отличие между налоговой политикой, проводимой развитыми странами мира, и налоговой политикой у нас состоит в том, что «у них» под эту политику обязательно подводятся экономические основания, а «у нас» в расчёт берётся исключительно фискальный интерес государственной бюрократии!
Как мы обманули ВТО
И ещё одно обстоятельство следует отметить особо. Сейчас у России возникают проблемы в связи с защитой отечественного производства в условиях вступления в ВТО и в сфере отстаивания национальных интересов в системе международных налоговых отношений. Но это — рукотворный плод действий самих российских властей!
В ВТО мы вступили обманом как «развитая страна», фактически подделав вступительные документы — очевидно, что ни по каким параметрам мы на статус «развитой страны» не тянули и не тянем. Поэтому нам и предъявили самые жёсткие требования и лишили всего комплекса льгот и скидок, полагающихся всем «развивающимся странам». А Китай, который, в отличие от нас, почти весь свой экспорт числит в разряде готовой продукции с высокой долей добавленной стоимости, «прошёл» в ВТО именно как «развивающаяся страна». И потому вправе абсолютно наплевательски относиться ко всем претензиям и жалобам других стран — его конкурентов на мировом рынке — в отношении его «агрессивного рыночного поведения».
Итого: сложившаяся в РФ налоговая система отходит от общепризнанных принципов налогообложения. В ней вообще не присутствует опыт стран, успешно применяющих налоги для стимулирования экономического развития; многие из применяемых инструментов налогового регулирования явно противоречат национальным интересам России!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
www.aif.ru
В России появился новый дефицит: что мешает росту экономики страны
Производство столкнулось с нехваткой кадров
30.07.2017 в 19:17, просмотров: 30846У российской экономики появилась новая глобальная проблема, мешающая ее успешному росту: дефицит рабочей силы. Об этой напасти практически одновременно в конце минувшей недели сообщили и Министерство экономического развития, и Центробанк. Независимые эксперты признают серьезность вопроса и предупреждают, что простыми решениями ситуацию не исправить, так как речь идет о «длинном» демографическом тренде, предполагающем уменьшение трудоспособного населения России.
фото: Геннадий Черкасов
В опубликованном в конце минувшей недели мониторинге Минэкономразвития указывается на то, что рынок труда, несмотря на рекордно низкую безработицу, функционирует в условиях «близких к дефициту». Иными словами, кадров для «оживления экономической активности» в России не хватает. А значит, наметившийся было рост ВВП в стране может быстро захлебнуться.
Практически теми же словами описана ситуация и в заявлении ЦБ по итогам прошедшего в пятницу совета директоров: «Экономический рост приближается к потенциальному уровню. Одним из ограничений является ситуация на рынке труда, где уже наблюдаются признаки дефицита кадров в отдельных сегментах».
В правительстве нехватку рабочих рук объясняют демографическими трендами, в соответствии с которыми россиян трудоспособного возраста становится все меньше, и ничего с этим поделать нельзя. В недавнем макропрогнозе Минэкономразвития говорилось, что численность экономически активного населения России с 2016 по 2020 год сократится на 1 млн человек (до 71,7 млн), а численность трудоспособного населения — на 3 млн (до 80,6 млн).
Независимые эксперты подтверждают тревожное положение на рынке труда, которое можно описать как «острый дефицит кадров при низкой безработице». Но при этом специалисты обращают внимание не только на демографию, но еще и на неспособность отечественной системы образования и подготовки кадров удовлетворить запросы реальной экономики.
Об этом свидетельствуют данные Росстата, которые зафиксировали за предыдущие пять лет наибольшее снижение численности занятых в ключевых для страны отраслях — промышленности и сельском хозяйстве. Небольшой (на полмиллиона человек) прирост занятых в сфере услуг — в первую очередь в торговле и операциях с недвижимостью — общую картину кризиса на рынке труда не изменил.
Компенсировать наметившееся сокращение работников мог бы рост производительности труда, но для него нужно увеличение числа высокопроизводительных рабочих мест, которое может иметь место только при наличии инвестиций. Однако в условиях санкций возможность привлекать их сильно ограничена.
Заметим, что дефицит кадров — вовсе не сугубо российская проблема. С ней сталкивается большинство развитых стран, которые решают вопрос путем активного привлечения к себе рабочей силы из-за рубежа. Для России одним из выходов из кризиса на рынке труда может являться создание льготных условий для переезда трудовых мигрантов из бывших советских республик, так как они хорошо знают русский язык, имеют достаточный уровень образования и могут быть легко ассимилированы.
Но пока Россия от международной миграции рабочей силы скорее несет потери, чем получает выгоду. Как отмечают эксперты, в настоящее время складывается ситуация, когда многие высококвалифицированные российские специалисты эмигрируют в другие страны, а замещающие их на внутреннем рынке труда мигранты обладают куда меньшей квалификацией.
Другая проблема — несоответствие профессиональной структуры выпуска средних специальных и высших учебных заведений потребностям экономики. «Нехватка квалифицированных кадров в нашей стране — реальная проблема, — считает зам. директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер. — Работодатели жалуются на нехватку персонала разного уровня: не только рабочих, но и менеджеров, и инженеров. Даже в топ-менеджменте полно вакансий. А все потому, что у нас система профобразования не адаптировалась к тем вызовам, которые предъявляет современный рынок труда».
Эксперт полагает, что можно пойти и на радикальные меры — закрыть треть вузов, которые не нужны стране, что может дать дополнительный стимул для развития профобразования. При этом Гонтмахер ссылается на данные Высшей школы экономики, свидетельствующие, что в России выпускников вузов на 33% больше, чем нужно рынку. В результате люди с высшим образованием работают охранниками, водителями и официантами...
www.mk.ru
ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ РОССИИ?
Летописец Нестор, один из авторов «Повести временных лет», пишет о начальной Руси так: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, приходите княжить нами». Спустя столетия 350 топ-менеджеров, чиновников, исследователей подготовили доклад о развитии России, представленный в Давосе 24 января 2014 года. Остановимся на сделанном ими выводе: все сценарии для нашей страны один другого хуже. Несмотря на то, что в подготовке принимали участие и российские эксперты, оставим эти выводы на их совести. Подобных предсказаний было великое множество. Россия как развивалась, так и развивается, что-то теряя и находя вновь, тормозя и ускоряясь, и мы абсолютно убеждены в том, что она вновь обретет место, достойное великой державы.
Однако следует задать вопрос: все ли есть у России, чтобы не только сохраниться, но и обеспечить развитие важнейших направлений – экономики, социальной политики, безопасности? Не будем комментировать конструкционную слабость перечисленного, это известно большинству общества. К тому же президент России В.В. Путин в Указе от 7 мая 2012 года №596, в Послании Федеральному собранию от 12 декабря 2013-го обозначил среднесрочные цели социальной и экономической политики государства – создание и модернизация 25 млн рабочих мест, удвоение производительности труда к 2020 году, преодоление отметки в 75 млн квадратных метров ежегодного ввода жилья к 2016 году.
Если во внешней политике, в обороне и безопасности происходят заметные позитивные сдвиги, то в экономике и социальной политике идут обратные процессы.
Возникает второй вопрос: способно ли правительство Д.А. Медведева обеспечить безусловное исполнение заданных президентом целей? Авторы уже обращались к этой теме в статье «Чего не хватает России? Д. Медведев расписался в несостоятельности правительства». («Советская Россия». 15 октября 2013 г., №117). Ответ на вопрос однозначный – нет. Приведем пример, имеющий прямое отношение к затронутой в статье теме.
Правительство России 17 октября 2013 года одобрило «Стратегию развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года». Заявленная цель стратегии – удвоение внутренних водных перевозок к 2030 году, может быть достигнуто и без запланированных расходов по причине их падения с 580 млн тонн в 1989 году, до 140 млн тонн в 2012-м. Цель, которая за такой срок и стоимость достигает только половину того, что недавно обеспечивалось государством, ничтожна.
«Стратегия» не предусматривает комплексного развития коммуникаций и гидроэнергетики при попутном использовании водных ресурсов для мелиорации зон рискованного земледелия, сельского хозяйства, защиты от наводнений, торфяных пожаров и т.п.
Смешивая в кучу водные пути, флот и перевозки, «Стратегия» игнорирует тот факт, что водные пути сообщения и транспорт совершенно разные вещи, и предполагает «потешное» повышение пропускной способности внутренних водных путей, но не развитие их сети.
Развитие водных путей – задача государства, а перевозки дело граждан, предпринимателей. Государство, учитывая природные и социально-экономические реалии, пожелания и перспективы, планирует улучшение и развитие водных путей и ставит граждан в известность о габаритах водных путей и судопропускных сооружений, о сроках их осуществления. Граждане и бизнес на этой основе строят свои суда, планируют и осуществляют перевозки. Ничего подобного в «Стратегии» нет.
«Стратегия» игнорирует природные и технические реалии внутренних водных путей. Такие пути в России есть только в составе единой глубоководной системы, но и она перестала быть единой (нет единства габаритов судопропускных сооружений) и глубоководной. Поэтому в мире доля водного транспорта составляет от 10% во Франции до 32% в Китае. В России эта доля упала до 1%.
Отсюда следует третий вопрос: что делать?
Главный путь сохранения и развития России как суверенного государства лежит в области не просто ускоренного, а прорывного, инновационного развития, с опорой на разработанные с учетом всех ресурсов и возможностей плановые параметры. Отправной точкой должен быть признан факт, что любое инерционное или догоняющее развитие обрекает страну на поражение по давосскому или иному варианту. И еще: в соответствии с Конституцией Российской Федерации, только государство способно задать движение строительству коммуникаций, путей сообщения, гидроэнергетики. Именно пути сообщения и коммуникации послужат надежными скрепами нашей великой страны.
Коммуникации и энергетика
Зададимся вопросом: почему Россия отстает в производительности труда от экономик передовых стран в несколько раз?
Искать ответ нужно не в отдельно взятом производстве, а в анализе затрат отечественной экономики в целом. Разве станочник на верфях Гамбурга по своим нормативам выработки в разы опережают своих коллег из Североморска, Калуги, Екатеринбурга, Самары? Конечно нет. Технологические нормы выработки их идентичны. Строители масштабных олимпийских объектов в Сочи, вероятно, даже опережают в производительности труда строителей из Марселя, Неаполя или Афин. За счет чего же образуется такой критический разрыв?
Любой опытный управленец, производитель реальных товаров и реальной продукции скажет: издержки на транспорт и электроэнергию. Россия не является мировым лидером в количестве транспорта, однако она является им по расходам на транспорт – он съедает почти треть всего энергетического баланса страны. Да еще попутные затраты на освещение и отопление производства. Россия северная страна, холодная, и световой день в зимний период короче, чем в Европе или США. Промышленные города Севера США – такие, как Чикаго, расположены на широте субтропических и вечнозеленых курортов Сочи, Сухуми, Батуми. Даже северная канадская Оттава – это широта самого южного в России, изобильного Краснодарского края. Это не оправдание. Вопрос в источниках энергии. Почему-то в России упорно продолжают генерировать электроэнергию путем сжигания дорогостоящего угля, мазута, газа и получать еще более дорогую электроэнергию. Не обращается внимание на естественные ресурсы, ведь энергия падающей воды бесплатна. Не нужно покупать углеводороды, не нужно их утилизировать, не нужно тратиться на экологические программы по ликвидации последствий загрязнений окружающей среды. Тем более технически возможный и экономически обоснованный потенциал рек позволяет генерировать дешевую электроэнергию на реках России в 10 раз больше, чем сегодня производится всеми ГЭС страны.
Кроме этого, комплексное освоение потенциалов рек обеспечивает и новые пути сообщения. К примеру, Рейн–Майн–Дунай работают не только как важнейшие транспортные пути и служат для мелиорации сельхозпроизводства, но и производят основные объемы электроэнергии. На них построено 57 плотин с ГЭС и судопропускными сооружениями. Напомним, эти реки сопоставимы с российскими реками Окой, Клязьмой, Камой. В результате продуманного подхода в освоении водных ресурсов внутреннее промышленное и сельскохозяйственное производство обеспечено дешевыми перевозками, водоснабжением и стабильным энергообеспечением. Отсюда низкая себестоимость и конечная цена продукции.
Инновации. Планирование
Важно понимать, что инновация – это не только процесс нововведений на действующих технологиях. Когда за счет некоторых усовершенствований или установки дополнительных устройств и приспособлений увеличивается производительность труда или качество изделий. Для России инновации – это радикально-взрывные, принципиально новые, пионерские технологии, которые включают в себя открытия, коррелирующие на гранях наук, и предлагают существенные изменения общепринятых технологий.
Западные корпорации, хорошо осведомленные об интеллектуальных активах российской науки, организовали в стране мощную систему выявления и присвоения новейших разработок. Работа ведется под прикрытием международных организаций, которые устраивают различные конкурсы с присуждением международных грантов. Такая деятельность является исключительно диверсионной и подрывной. Чтобы претендовать на получение гранта, необходимо направить работы в эту организацию. Представляете, какой капитал страны стекается так называемым экспертам? Избранную работу оценивают на копейки. Цена гранта несколько тысяч долларов. Прочие разработки, возможно, более значимые, остаются в их распоряжении. Остается сделать то, в чем они сильны, – запатентовать и получить право собственности. Стоимость первичного пакета возрастает в миллионы долларов. А в том случае, если идеи преобразуются в действующие технологии, то капитализация исчисляется миллиардами. Поэтому в США, инициаторе, по сути, воровских технологий, оборот нематериальных активов достигает 50%, а, к примеру, в той же России 0,3%. Большинство открытий, зарегистрированных в США, имеют российское происхождение или корни. Российские мозги идут за бесценок. Эффективность вложений России в инновации по сравнению с американцами почти в 120 раз ниже.
Инновации в своем первичном значении не являются деньгами, также не являются классическим потребительским товаром. Инновации в иерархии реальных ценностей расположены выше их. Вся современная мировая экономика возникла благодаря использованию инноваций. Деньги и ресурсы играли исключительно вспомогательную роль инструментов. Внедрение инноваций позволило родиться новым товарам и продуктам, а также новым количествам новых денег. Инновации, и только они, рождают новое качество жизни людей. Помноженные на достойную систему управления, инновации делают страну сильной, богатой, образованной и конкурентоспособной.
Инновационные проекты в стране имеются. Потребители инновационных продуктов имеются. Специалисты, способные внедрить инновации, пока еще имеются. Мотивации к внедрению у авторов – разработчиков и промышленников, также имеются. При этом нет никаких механизмов пробуждения и запуска в действие этих спящих возможностей. Нужно разрушить устоявшиеся мифы, отбросить все стереотипы и включить логику, здравый смысл и национальный эгоизм. Товар, который реально может принести новые деньги, может пользоваться не меньшим спросом, чем сами деньги.
Зададимся простым для всех вопросом: почему все банки мира могут торговать деньгами, но не могут оперировать истинными капиталами-инновациями, позволяющими на их основе делать не только кратные прибыли, но и улучшать качество жизни граждан? Почему банк вместо денег не может торговать и управлять инновациями, изобретениями, открытиями, патентами, ноу-хау? Банк управлять деньгами может, а инновациями, которые не только делают, но и кратно приумножают эти самые деньги, не может?
В советский период существовало несколько взаимно дополняемых органов управления, которые регулировали не только социальные и экономические процессы, но и внедряли научно-техническое перевооружение промышленности. Госплан СССР, Госснаб СССР, министерства, Государственный комитет по науке и технике, Академия наук, отраслевые НИИ и даже структуры, занимающиеся научно-технической разведкой, и многие другие. Сегодня все наоборот – никакая из систем государственного управления не занимается такой деятельностью. Все отдано на откуп бизнесу и монетарным, рыночным отношениям. Какой-то выраженной государственной политики в переходе страны на инновационный путь развития не просматривается. Частные компании никогда не смогут выйти из сложившихся противоречий с населением страны. Одни хотят покупать качественный и недорогой продукт, вторые, движимые наживой, продают максимально дорого.
Фонды и банки, имеющие в названии слово «инновационный», на практике такими не являются. Любой инновационный банк – это разновидность обычного коммерческого банка с прописанными в его уставе задачами по финансированию и кредитованию венчурных проектов, внедрению изобретений и новшеств, направленных на повышение уровня производства. Инновационные банки, как все остальные, с выгодой торгуют деньгами, в противном случае они давно должны были исчезнуть.
Инновационное предложение об инновационном банке
Суть предложения заключается в создании государственного органа планирования и управления инновационным развитием с условным названием «Государственный инновационный банк «Россия». За ним закрепляются функции анализа и планирования, оценки и управления инновационным развитием всех отраслей и полномочия по принуждению к внедрению. Такой орган может быть ведущей силой по обороту и внедрению имеющихся идей и открытий, первооткрывателем новых коммуникаций не только внутреннего, но и внешнего инновационно-денежного движения.
Примером может служить Банк России (ЦБ), который выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительными правами денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функции государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
Государственный инновационный банк «Россия» может выступать как государственный институт по организации процессов стратегического и индикативного планирования в сфере производственной экономики и несет ответственность за исполнение утвержденных параметров инновационного экономического развития. Права, обязанности и ответственность могут быть определены законом «О Государственном инновационном банке «Россия».
Государственный инновационный банк «Россия» дает экспертную оценку самой инновации, которая будет иметь свою конкретную стоимость и может быть использована при получении кредита, в качестве ликвидного залогового инструмента;
Государственный инновационный банк «Россия» несет ответственность за надежность экспертной оценки инновации и может приобретать на нее право собственности путем выкупа у владельца и с его согласия;
Государственный инновационный банк «Россия» не может непосредственно сам участвовать во внедрении инноваций, а только способствует разработчикам инноваций во внедрении и/или продвижении до потенциальных потребителей.
Авторы, владельцы разработок, производственные предприятия, кредитные организации и все участвующие в процессе впоследствии только выиграют от такой интеграции, которую способен обеспечить новый государственный орган.
Мы привыкли к тому, что аукционные дома Европы и Америки торгуют предметами искусства: картины и скульптуры известных мастеров, старинные раритеты раскупаются быстро и за большие деньги, причем на этих торгах необязательно присутствовать покупателю. Вся информация о выставляемых на торги предметах, месте проведения, сроках и условиях торгов выходит через интернет заранее, чтобы покупатель смог тщательно обдумать, взвесить все за и против и принять для себя решение.
Государственный инновационный банк «Россия» на своих внутренних и зарубежных площадках может организовать постоянно действующие аукционы с предварительной презентацией инновационных разработок. Все представленные на аукцион инновации имеют оформленную надлежащим образом юридическую защиту, содержат экспертное заключение и оценку, подготовленную специалистами и утвержденную авторитетными учеными. Такого продвижения инноваций пока также нет в мировой практике. Россия может выступить пионером в этом инновационном начинании. Это позволяет государству приобрести дополнительно высокодоходное направление, громко заявить о достижениях отечественной науки, активировать незадействованные потенциалы и политическое уважение со стороны мировой научной общественности.
Масштабный, управляемый процесс оборота инноваций с вовлечением в него научной и промышленной элиты страны, с использованием директивных способов принуждения неизменно даст положительный результат. Мультипликативный эффект от введения в гражданский оборот интеллектуальных продуктов предполагается не просто ощутимым, а выраженным ускорителем развития всех звеньев оборонных, промышленных, экономических и социальных сфер.
Важным условием успешности проекта является обеспечение двухуровневого процесса.
Первый уровень – научно-технические открытия.
Второй уровень – производственно-технические достижения.
Задача, стоящая перед банком, заключается в создании бесперебойного сквозного цикла продвижения инновационного продукта: «Открытие – правовая защита – экспертиза и оценка – внедрение и реализация – результат».
Следует сразу обозначить природу собственности инновационного банка. Такого уровня организация, располагающая крупнейшими научными активами, может принадлежать только государству, главной задачей которого будет проведение политики национальных интересов. Это вовсе не означает, что не будет желающих образовать некий пул или консорциум. Вероятны многочисленные претенденты с крупными финансами и желанием участвовать. Не исключаем и даже предполагаем проявление интереса со стороны Китая, США, большинства европейских стран и др. В рамках отдельных направлений и по конкретным проектам возможно сотрудничество с иностранными государствами и их национальными компаниями. Но, как предполагается, совместного экономического и хозяйственного сотрудничества быть не должно. При этом доступ в хранилище Государственного инновационного банка «Россия» должен быть надежно закрыт и охраняем.
В короткий промежуток времени экономика страны получает еще одну отрасль и дополнительные миллиардные обороты.
Физические лица – авторы разработок, на основе заключенных договоров передают их банку для продвижения и продажи, аналогично существующей рознице. Только вместо денег банк принимает в оборот инновационные активы и изобретения. Все интеллектуальные активы, принятые банком, оформляются как беспроцентный депозит, а в случае нахождения приобретателя собственник оплачивает банку комиссионные проценты.
Другой вариант: владелец (правообладатель) не отдает проценты банку, а изначально оплачивает услуги по поиску приобретателя.
Третий вариант: владелец (правообладатель) предлагает покупателю (приобретателю) за изготовление определенной партии инновационных технических продуктов передачу этого права.
Вариантов взаимовыгодных отношений между тремя участниками процесса множество. Банкиры знают и другие варианты построения взаимоотношений между банком, правообладателем-клиентом и приобретателем. Возникающие сложности в оценке этого актива легко устранимы при квалифицированном экспертном рассмотрении. Сегодня большинство банков в своей структуре имеют кредитные комитеты или кредитные службы. Специалисты этих служб изучают и оценивают любой бизнес-план, проект или программу, в том числе с инновационным содержанием. Отобранные в персональном порядке специалисты-профессионалы без длительной переподготовки, совместно с представителями Академии наук могут выступать в качестве государственных экспертов-оценщиков. Этот процесс дает развитие совершенно новой и современной профессии – менеджера по инновациям и менеджера по оценке инноваций, а высшей школе – сигнал в необходимости подготовки таких специалистов.
Какие направления могут быть востребованы в среднесрочной и стратегической перспективе? На этот вопрос должно ответить государство в лице президента Российской Федерации. По нашему мнению, ответ должен заключаться в постановке долгосрочных государственных целей. Следует предположить, что они могут быть выражены в следующем: здоровье человека, его трудоспособное долголетие с настроем на рождение детей; коммуникации и средства связи, снижение нагрузки на окружающую среду, оборона и безопасность, экономия энергоресурсов и новые виды энергии. Каждое из этих направлений предполагает опору на многие отрасли экономики. Все это развивается на базе отечественных производств и территорий.
Целевые задачи формулируются масштабно – превышение уровня обычной конкурентоспособности продукции.
И еще важный элемент при постановке задач – развитие должно учитывать демографический провал и кратно опережать убыль населения.
Амбициозно? Да. Возможно? Да. Опыта решения задач такого уровня нет ни у кого в мире? Да.
Структура Государственного инновационного банка «Россия»
В Государственном инновационном банке «Россия» аккумулируется огромная масса тщательно отобранных инновационных продуктов. Структура банка построена по отраслевому принципу, состоит из функциональных отраслевых департаментов.
Каждый департамент курируется членом наблюдательного совета – представителями РАН и заместителем председателя банка.
Департамент системного анализа;
Департамент стратегического и индикативного планирования;
Департамент оперативный – приобретение и отчуждение инновационных продуктов;
Отраслевые департаменты – машиностроение, химия, нефтехимия, металлургия, геология, оборона и др.
Департамент медицины возглавляет академик, представитель Российской академии медицинских наук (РАМН).
Департамент сельского хозяйства возглавляет академик, представитель Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН).
Департамент образования возглавляет академик, представитель Российской академии образования (РАО).
Наблюдательный совет возглавляет первый заместитель председателя правительства РФ или другая персона, соответствующая статусу председателя банка «Россия».
Наблюдательный совет – постоянно действующий орган без «свадебных генералов».
В составе наблюдательного совета Государственного инновационного банка «Россия» академики – члены Российской академии наук, министры или их первые заместители, прикомандированные специальным распоряжением правительства, технические специалисты минобороны, ФСБ, минобразования и науки России, представители других министерств, ведомств, научных учреждений по согласованию. Присутствие в составе наблюдательного совета одного из руководителей Роспатента обязательно.
Государство передает банку в полное распоряжение накопленный, прошедший предварительную экспертную и оценочную комиссию имеющийся научный актив. Любая проектная разработка, в соответствии с принадлежностью, проходит предварительное рассмотрение в департаменте. Подготовленный департаментом и оформленный соответствующим образом отчет-заключение с присвоением квалификационного статуса направляется на утверждение наблюдательному совету.
Члены наблюдательного совета дают добро на подготовленное экспертами заключение и его квалификационный статус. Инновационный продукт поступает в оперативную часть банка для включения в гражданский оборот. Интеллектуальная капитализация банка сделает его ведущим игроком не только в международном банковском сообществе, но и глобальной фигурой влияния на мировые научно-технические и экономические процессы.
Наблюдательный совет имеет право отклонить утверждение отчета – заключения и/или его квалификационного статуса, по различным основаниям, например в случае выявления инновационного продукта с возможностью двойного назначения или значения исключительно оборонного. Наблюдательный совет оставляет их на стратегические нужды государства, дает рекомендации правительству о необходимости его приобретения. Государство может и должно выступать в роли приобретателя инновационного актива для нужд обороны, безопасности, космических проектов и др.
Банк, представляющий особую отрасль, реагирует на индустриальные инновации и оперативное включение их в процесс исполнения. Федеральным законом «О Государственном инновационном банке «Россия» ему делегированы достаточные полномочия для применения директивного управления с механизмами воздействия в инновационной сфере на все объекты инновационной политики.
Объем научной информации в мире удваивается каждые 10–15 лет, а современная наука охватывает 15 тыс. дисциплин, которые делятся на фундаментальные и прикладные, естественные и общественные науки. Первоочередным базовым элементом для банка представляются технические науки. Инновационное высокотехнологическое производство должно рассматриваться как производное от естественной и живой природы и продолжает эксплуатироваться по ее законам. Накопленный общественный научный капитал при соответствующей политике приведет к интеллектуальному цунами. Допускаем возможность открытия в недалеком будущем условий, при которых человеческая мысль будет наделена способностью производить ее же собственное содержание. Например, по принципу считывания и передачи информационных данных и сигнальных импульсов от человека к компьютеру, через их соответствующую обработку, моделирование и дальнейшую передачу в процессинговый центр для воплощения в конкретный результат.
Инновационный продукт
Специалисты банка в сотрудничестве с научными работниками Российской академии наук, разрабатывают специальный тематический классификатор. В классификаторе научных дисциплин выделено три отрасли научных знаний: естествознание; социально-гуманитарные (обществознание) и технические науки, каждая из них в свою очередь образует систему взаимосвязанных и взаимодополняемых научных дисциплин.
Классификатор состоит из разделов. К примеру, медицина и здравоохранение, технологии по отраслям, экология и окружающая среда, оборона, энергетика, коммуникации. Каждый из разделов делится на подразделы. Например, раздел медицина состоит из подраздела подготовки кадров, подраздела новых технологий в диагностике, подраздела новых фармакологических препаратов, подраздела новых методик лечения и т.п. Каждый из подразделов в свою очередь состоит из отделов. Классификатор также представляется наблюдательному совету на рассмотрение и утверждение.
Полагаем, что участие столь уважаемой российской структуры РАН в продвижении интеллектуальных продуктов не заденет ее достоинства. Напротив, активация легального оборота обеспечит дополнительные ресурсы в бюджет академии, сделает прозрачными все интеллектуальные и денежные потоки в этой сфере, даст детонирующий импульс к продвижению инноваций в практическое народно-хозяйственное использование.
Станут маловероятны такие случаи, когда за 2 млн долларов специалисты научно-исследовательского института «Машэкспорт» продавали за рубеж секретную информацию с 1998 по 2003 год, которая могла быть использована при создании ракетных средств доставки оружия массового поражения. Или другой случай. Директор Красноярского теплофизического центра Красноярского государственного технического университета В.В. Данилов приговорен к 14 годам лишения свободы за передачу китайцам секретных разработок по защите искусственных спутников Земли от солнечного излучения. По оценке ФСБ, благодаря полученным сведениям Штатами ориентировочно на 15 лет был сокращен срок создания военно-космических систем.
Можем предположить, что черный рынок растет, обороты теневых сделок весьма значительны, российская наука и промышленность теряют миллиарды. Важнейшие технологии, в том числе оборонного значения, уходят, как мы видим, по дешевке. Вопрос должен рассматриваться в контексте безопасности государства.
Банкиры научились неплохо ориентироваться в продвижении услуг. Используют весь набор экономических и социально-психологических инструментов для привлечения и закрепления своих клиентов. Их опыт, подкрепленный знаниями об интеллектуальных продуктах, с привлечением дополнительных специалистов из научной среды может обеспечить полезный успех. Категорически нельзя рассматривать деятельность Государственного инновационного банка «Россия» как обычной торгово-закупочной системы. Это центр планирования, формирования, сопровождения, реализации и внедрения научных достижений. В задачу банка включается целый комплекс дополнительных услуг. Любой потребитель должен знать, что его приобретением становится не только документально оформленный интеллектуальный продукт, но и дополнительный пакет возможных услуг – от консультаций и разработки оптимальных вариантов внедрения инновации, дальнейшего научно-технического сопровождения производственного процесса до проведения новых исследований и подготовки предложений на внедрение дополнительных инноваций.
Государственный инновационный банк «Россия» направлен в первую очередь на решение внутренних целевых задач национальных государственных проектов в промышленности, обороне, социальной сфере и др. Для этого необходимо создание сети территориальных управлений в регионах. К развитию территориальных управлений должны быть привлечены региональные научные центры и отделения РАН, региональные торгово-промышленные палаты (ТПП). Все эти структуры на местах известны, обладают значительным авторитетом, имеют практически сходные цели и сопряженные задачи, удачно вписываются и взаимодополняются. Региональные отделения инновационного банка «Россия» разрабатывают и создают доступные большинству информационные каналы с полной базой разработок (кроме закрытых тем). Проводится активная пропаганда новейших интеллектуальных продуктов. Обеспечивают постоянный контакт с институтами, творческими коллективами, авторами.
Следует обратить особое внимание на селективный и поштучный отбор инновационных продуктов для продвижения и продажи на внешних рынках. С этой целью Государственный инновационный банк «Россия» открывает за рубежом собственные филиалы-отделения с предоставлением права открытия, ведения счетов и прочими правами и ответственностью в соответствии с утвержденным уставом (федеральным законом). Торговые представители российских посольств за рубежом или сами посольства подключаются к процессу в директивном порядке, проводят на своих или специально выбранных площадках организационную подготовку для зарубежных филиалов-отделений инвестиционного банка, обеспечивают проведение регистрации, в соответствии с действующим в стране законодательством. Посольства, торговые представительства Российской Федерации за рубежом на основании заключенных с филиалом-отделением банка договоров непосредственно участвуют в продвижении и продаже инновационных продуктов.
Естественно, далеко не всякой структуре по силам подобная деятельность. Банк, оснащенный лучшими специалистами, самыми передовыми информационными технологиями, при научной, академической поддержке, исключительно государственной принадлежности способен активировать «спящие» потенциалы. Да еще с огромной выгодой для страны. Вместо безработицы и сокращения рабочих мест у граждан появится широкий выбор профессий, вялотекущие темпы роста показателей обернутся ростом выпуска новых видов продукции и существенным увеличением зарплат, доходная часть бюджета получит прибавку за счет обновленных и новых предприятий. Финансовые затраты, предполагаемые на переход экономики в инновационное направление, будут покрыты кратными прибылями в относительно короткие сроки.
Мы, авторы, отдаем себе отчет в том, как по-разному может быть воспринято наше предложение, не надеемся только на положительную реакцию, но убеждены в одном: временной зазор для принятия мер весьма ограничен, внедрение предложенной модели не несет рисков, но польза от нее стране и обществу очевидна.
Л.Г. ИВАШОВ, Е.А. ГУСАРОВ
Л.Г. ИВАШОВ, Е.А. ГУСАРОВ
www.sovross.ru
Политика Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.
Производство столкнулось с нехваткой кадров
У российской экономики появилась новая глобальная проблема, мешающая ее успешному росту: дефицит рабочей силы. Об этой напасти практически одновременно в конце минувшей недели сообщили и Министерство экономического развития, и Центробанк. Независимые эксперты признают серьезность вопроса и предупреждают, что простыми решениями ситуацию не исправить, так как речь идет о «длинном» демографическом тренде, предполагающем уменьшение трудоспособного населения России.
В опубликованном в конце минувшей недели мониторинге Минэкономразвития указывается на то, что рынок труда, несмотря на рекордно низкую безработицу, функционирует в условиях «близких к дефициту». Иными словами, кадров для «оживления экономической активности» в России не хватает. А значит, наметившийся было рост ВВП в стране может быстро захлебнуться.
Практически теми же словами описана ситуация и в заявлении ЦБ по итогам прошедшего в пятницу совета директоров: «Экономический рост приближается к потенциальному уровню. Одним из ограничений является ситуация на рынке труда, где уже наблюдаются признаки дефицита кадров в отдельных сегментах».
В правительстве нехватку рабочих рук объясняют демографическими трендами, в соответствии с которыми россиян трудоспособного возраста становится все меньше, и ничего с этим поделать нельзя. В недавнем макропрогнозе Минэкономразвития говорилось, что численность экономически активного населения России с 2016 по 2020 год сократится на 1 млн человек (до 71,7 млн), а численность трудоспособного населения — на 3 млн (до 80,6 млн).
Независимые эксперты подтверждают тревожное положение на рынке труда, которое можно описать как «острый дефицит кадров при низкой безработице». Но при этом специалисты обращают внимание не только на демографию, но еще и на неспособность отечественной системы образования и подготовки кадров удовлетворить запросы реальной экономики.
Об этом свидетельствуют данные Росстата, которые зафиксировали за предыдущие пять лет наибольшее снижение численности занятых в ключевых для страны отраслях — промышленности и сельском хозяйстве. Небольшой (на полмиллиона человек) прирост занятых в сфере услуг — в первую очередь в торговле и операциях с недвижимостью — общую картину кризиса на рынке труда не изменил.
Компенсировать наметившееся сокращение работников мог бы рост производительности труда, но для него нужно увеличение числа высокопроизводительных рабочих мест, которое может иметь место только при наличии инвестиций. Однако в условиях санкций возможность привлекать их сильно ограничена.
Заметим, что дефицит кадров — вовсе не сугубо российская проблема. С ней сталкивается большинство развитых стран, которые решают вопрос путем активного привлечения к себе рабочей силы из-за рубежа. Для России одним из выходов из кризиса на рынке труда может являться создание льготных условий для переезда трудовых мигрантов из бывших советских республик, так как они хорошо знают русский язык, имеют достаточный уровень образования и могут быть легко ассимилированы.
Но пока Россия от международной миграции рабочей силы скорее несет потери, чем получает выгоду. Как отмечают эксперты, в настоящее время складывается ситуация, когда многие высококвалифицированные российские специалисты эмигрируют в другие страны, а замещающие их на внутреннем рынке труда мигранты обладают куда меньшей квалификацией.
Другая проблема — несоответствие профессиональной структуры выпуска средних специальных и высших учебных заведений потребностям экономики. «Нехватка квалифицированных кадров в нашей стране — реальная проблема, — считает зам. директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер. — Работодатели жалуются на нехватку персонала разного уровня: не только рабочих, но и менеджеров, и инженеров. Даже в топ-менеджменте полно вакансий. А все потому, что у нас система профобразования не адаптировалась к тем вызовам, которые предъявляет современный рынок труда».
Эксперт полагает, что можно пойти и на радикальные меры — закрыть треть вузов, которые не нужны стране, что может дать дополнительный стимул для развития профобразования. При этом Гонтмахер ссылается на данные Высшей школы экономики, свидетельствующие, что в России выпускников вузов на 33% больше, чем нужно рынку. В результате люди с высшим образованием работают охранниками, водителями и официантами...
newsland.com
Какое производство организовать, если бюджет невелик
В России не хватает в настоящее время конкурентоспособных производителей. Но какое производство организовать можно при небольшом бюджете?
Во-первых, это, конечно же, должно быть мини-производство, потому что на большее при ограниченном бюджете рассчитывать не приходится.
Первое, что всегда будет актуально производство полуфабрикатов. Готовить у современных городских жителей времени практически нет, да и не все это умеют делать, а вкуснокушать хочется каждому. Организовать такой мини-цех можно даже в домашних условиях.
Примерный ассортимент: фаршированные куриные ножки и перец, пальчики и котлеты, сальники и домашние колбаски, пельмени и чебуреки, вареники и голубцы. Для работы сначала можно задействовать родственников.
Во-вторых, сегодня катастрофически не хватает натуральных продуктов без всех этих ГМО и прочих химических добавок.
Поэтому перспективно производство домашней молочной продукции: молока, ряженки, кефира, творога, сметаны, масла и сыра. Также всего, что связано с натуральными продуктами (выращивание, консервирование).
В-третьих, всегда в спросе вкусные изыски, поэтому можно открыть производство домашних мясных колбас, карбонатов, буженины, паштетов и рулетов или рыбных деликатесов, разнообразных фасованных салатов (корейские, овощные, с маринадами).
Такие продукты покупаются к праздничному столу, в качестве съедобной альтернативы нашпигованным соей колбасным изделиям.
В-четвертых, хлеб до сих пор голова всему, поэтому вполне резонно открыть мини-пекарню, производящую хлебобулочные изделия, сдобу.
В-пятых, не стоит забывать о всеми любимом десерте. Это наводит на мысль об организации кондитерской (наиболее спросовый товар здесь торты, пирожные).
Далее, в вопросе: какое производство организовать, перспективными представляются следующие варианты предпринимательства:
- производство декорирующих облицовочных, строительных материалов. Это может быть мозаика, плитка, декоративные элементы, имитации натурального камня из гипса, ракушек, ракушечника, пластушки, щебня, лома стекла и бетона.
Строятся сегодня многие. Причем люди стали проявлять все больший интерес к оригинальному оформлению фасадов, интерьеров помещений, к необычным дизайнам, экстерьерам, поэтому подобный товар будет в спросе;
- изготовление металлоконструкций: обычных, кованых и декоративных решеток, оград, ворот, карнизов, лестниц, перил и каркасов для балконов.
Металл используется людьми с момента его открытия первыми человеческими общинами, и он не утратил своей ценности. Ныне он ценится как за прочность, так и за возможность использования в декоре;
- производство туалетной бумаги. Спрос на этот товар вечен. Производить можно из макулатуры. Сам производственный цех можно разместить в гараже;
- производство из клееного бруса деревянных конструкций дачных домиков, саун, бань, беседок.
Многие сегодня обзаводятся земельными участками, но облагораживать и застраивать их по старинке, у большинства просто нет времени.
Поэтому переносные деревянные конструкции, которые можно устанавливать в любом пригодном месте, сегодня пользуются повышенным спросом.
Подытоживая тему: какое производство организовать, можно сказать, что перспективных видов производств на сегодня достаточно.
Необходимо только выяснить наибольший спрос (с соответствующим низким предложением) в конкретной географической местности.
Ведь спрос также может изменяться в зависимости от региона, условий проживаний потребителей, их финансовых возможностей.
Эти статьи блога Вам должны быть интересны:
berichnow.ru
С вещами на выход: чего не хватает технологическим стартапам России. Фото | Технологии
Начиная с кризиса 2014 года российская венчурная индустрия изо всех сил пытается сохранить лицо. Оптимисты называют затянувшийся период «стабилизацией», а пессимисты пишут «некрологи», утверждая, что рынка просто нет, настолько он мал и слаб. И спорить с ними достаточно сложно. Российскому венчуру уже более 20 лет (если считать от даты образования Российской ассоциации венчурных и прямых инвестиций), а он все еще в зачаточном состоянии, особенно в сравнении с альтернативными сегментами вложения капиталов. Рынок прямых инвестиций как минимум раз в 10 раз больше, облигационных займов — в 1000 раз, кредитования — наверно, в 10 000 раз.
В поисках позитива
Но оптимистов все равно намного больше как со стороны стартапов, так и продолжающих раздавать деньги фондов. Позитивное настроение изо всех сил поддерживает государство, которое продолжает искать, какие меры поддержки помогут придать венчурному рынку новое ускорение. В прошлом году «трендом сезона» стали корпоративные фонды, создаваемые в госкорпорациях по указанию президента. На них возлагаются большие надежды, но насколько они оправданны?
Большинство таких фондов создается в парадигме «найти перспективный проект и выдать ему денег», которая уже много лет не работает в нашей стране. Кроме этого, при создании таких фондов часто смешиваются стратегические и финансовые цели инвестирования: с одной стороны, инвестируемая компания должна создавать продукт, необходимый для бизнеса корпорации, так, чтобы его внедрение в бизнес-процессы привело к синергетическому эффекту. При этом корпоративный фонд должен еще и окупить свои инвестиции, что, как известно, происходит только через выходы (продажу доли) проекта. Как совместить обе цели в рамках одной структуры? Большой вопрос.
Главная проблема
Если не корпфонды, что может стать для венчурной индустрии эффективным реанимационным средством и вдохнуть в нее новую жизнь? Единственный выход — это, простите за тавтологию, выходы, покупки подрастающих инновационных компаний стратегическими инвесторами. Сегодня в России рынка выходов нет. По данным того же отчета, количество выходов за год выросло с 5 до 11: «потрясающее» число в масштабах целого государства! Причина сложившейся ситуации — ограниченное число местных стратегов, помноженное на изоляцию России на международном уровне, что сдерживает и без того не самый большой интерес западных корпораций к нашим инновациям.
Увы, в российской корпоративной действительности нет установки на развитие через поглощения, в отличие от многих западных стран, где корпорации покупают технологические бизнесы, чтобы ускорить свой собственный рост и повысить капитализацию. Отдельные примеры в лице «Яндекса», Mail.ru Group, Сбербанка и ряда других рыночных структур, к сожалению, погоды не делают, да и вряд ли их стратегию роста можно назвать агрессивной с точки зрения поглощений. Стратегов и сделок катастрофически мало по сравнению с количеством проектов. На ум приходит лишь два примера корпораций, методично развивающихся за счет M&A, — это 1С и совсем молодой холдинг Talent Tech, входящий в состав «Севергрупп».
Можно до бесконечности сохранять оптимизм и подкармливать рынок деньгами, но, пока результаты его деятельности никем не востребованы, все инициативы и увеличение масштабов инвестиций не имеют смысла. Это, по сути, то же самое, что до бесконечности накачивать неработающий проект деньгами в надежде, что финансовая подкормка заставит изначально ущербный механизм вращаться. Если в механизме отсутствует шестеренка, отвечающая за покупку инвестируемых компаний, запускать этот механизм снова и снова не имеет смысла.
Зачем нужны стартапы
Есть ли шанс изменить ситуацию и как-то всерьез простимулировать рынок? На мой взгляд, таким катализатором могло бы стать появление компании, стратегия роста которой опиралась бы в основном на покупку и интеграцию в свой состав других бизнесов. Возможно, именно это является сегодня самой важной точкой приложения усилий.
На международном рынке таких корпораций достаточно много. Например, согласно базе M&A сделок Merger, компания из Швеции Atlas Copco AB поглощает 7—10 компаний ежегодно, а всего за время своего существования купила около 100 стартапов на общую сумму более $2 млрд. А компания Bunzl plc из Лондона, занимающаяся аутсорсингом и дистрибуцией, из 106 своих приобретений 92 сделала за пределами своего локального рынка, осуществив тем самым международную экспансию более чем в 20 стран.
Появление в нашей стране игрока, запрограммированного на интенсивный рост через покупку, могло бы привести сразу к нескольким позитивным последствиям.
Во-первых, это продемонстрирует рынку «волю свыше» и задаст вектор мышления для остальных игроков. Рынку нужен market maker — тот, чей пример уважаем, показателен и заразителен. Но очень важно, чтобы это были не покупки ради покупки — для галочки, а взвешенные приобретения с последующей адаптацией и интеграцией в основной бизнес. Только достижение бизнес-целей как основная причина сделки по поглощению может стать позитивным примером для остальных.
Во-вторых, такой пример вдохнет новую жизнь в предпринимательскую активность и заставит многих стартаперов увеличить обороты, чтобы посоревноваться за перспективного стратега с коллегами по цеху.
В-третьих, такая корпорация может стать кузницей кадров для рынка стратегов, тех, кто не только умеет грамотно делать M&A сделки, но и, что значительно важнее, интегрировать купленные бизнесы в основной.
Потенциальные кандидаты
Кто может стать таким примером с учетом критерия весомости и заметности бизнеса, а также возможности применения государственного «рычага»?
Группа кандидатов №1: ВТБ24, Сбербанк и ряд других «государственных» в последнее время банков.
Группа №2: «Ростелеком», «Транстелеком» и ряд других телеком-компаний с госучастием.
Группа №3: как это ни странно звучит, это ведомственные ИТ-«дочки» больших государственных структур уровня ФНС или Минстроя.
Группа №4: конгломераты нескольких игроков рынка, такие, например, как АО «МФ Технологии» — совместное предприятие «Мегафона», Газпромбанка, госкорпорации «Ростех» и USM Holdings, для развития цифровых услуг и реализации проектов в сфере цифровой экономики.
Каковы факторы успеха такого начинания?
- Наличие установки — та самая «воля свыше». При этом установка должна не только не противоречить бизнес-стратегии, а более того — сама бизнес-стратегия должна опираться на внешнее руководство к действию. То есть компания должна осознанно двигаться по пути приобретения внешних проектов для своего роста и их последующей интеграции в собственный бизнес, понимая ценность подобного пути.
- Наличие харизматичного лидера, который готов вложить в этот процесс все свои силы и душу в придачу, чтобы не за медаль, а для потомков. Мы знаем в нашей стране несколько примеров, когда такой лидер меняет компанию до неузнаваемости и обеспечивает ей фантастический рост.
- Команда, которая имеет достаточно опыта и знаний для интеграции приобретаемых проектов в основной бизнес компании.
В качестве стимулирующей меры таким компаниям могут быть предоставлены определенные льготы для компенсации рисков, в том числе неудачи с адаптацией приобретенных технологий в своей бизнес, и другие.
Сюжет, возможно, немного фантастичен, но с учетом сложившейся ситуации и ежегодной динамики (по ряду показателей — отрицательной) все остальные сценарии еще менее жизнеспособны.
www.forbes.ru