Педагогический метод. Открытие ребенка. Открытие дети
Взрослые открытия детей — на Детки.kz
Для каждой мамы ее малыш самый лучший, самый умный, самый талантливый и прочее со словом «самый». Вера в способности своего ребенка и развитие их действительно очень важны в воспитании – быть может, именно благодаря таким условиям он станет настоящим гением! Ведь дети не только наполняют нашу жизнь смыслом, дарят нам тепло и радость, но и... меняют мир, открывают истины, изобретают вещи не хуже настоящих взрослых ученых.
Ценность и важность детского мировосприятия по достоинству оценили 20 ноября 1989 года. Именно в этот день 1989 года Генеральная Ассамблея ООНприняла Конвенцию прав ребенка, которую ратифицировало большинство стран мира, в том числе и Казахстан. С того самого исторического момента мы и отмечаем Всемирный день ребенка. Праздник направлен на улучшение благополучия, поддержание мирового братства детей и их взаимопонимания.
Принятие конвенции произвело некий переворот в понимании проблем малышей, ведь в этом документе изложены фундаментальные права ребенка как человека, гражданина и как личности. И это действительно очень важно: детство заслуживает самого должного уважения. Ведь уже в этом возрасте дети делают открытия на благо всего мира.
Феномен гениальности
Дети, обладающие необычными интеллектуальными способностями, всегда находились в центре внимания взрослых – ученых, врачей, журналистов, разных исследователей. Какие факторы влияют на рождение одаренного ребенка – воспитание, генетика, божий дар – до сих пор выясняет множество наук. Среди них и евгеника – наука о гениальности. Однако реальные факты показывают, как у самых заурядных родителей может родиться малыш с необычайными способностями и, наоборот, у родителей, обладающих высокими учеными степенями, – самые обычные дети.
Наука как игра
Действительно, для некоторых детей наука оказывается игрой: такой же легкой и доступной в понимании и в то же время занимательной, позволяющей идти по ней дальше с неподдельным интересом.
Каждый школьник, постигающий азы алгебры, пользуется уравнениями Иоганна Карла Фридриха Гаусса, немецкого математика, астронома и физика. Однако первое свое открытие он сделал ребенком. По легенде, его учитель математики дал задание ученикам, чтобы занять их на долгое время: сосчитать сумму чисел от 1 до 100. Маленький Гаусс за несколько минут справился с заданием, чем поразил учителя. Оказывается, Иоганн заметил, что парные суммы с противоположных концов одни и те же: 1+100=101, 2+99=101. Таким образом, он вывел математическую закономерность, вошедшую в «царицу всех наук».
Американец Роберт Пэч настолько увлекался машинками, что сделал открытие именно в этой сфере. В шестилетнем возрасте мальчик изобрел игрушечный грузовик. Преимуществом этой игрушки было то, что машинка могла складываться, разбираться и превращаться в другие грузовики. Чем не современный вариант трансформера? В 1963 году Роберт Пэч получил патент на свое изобретение.
Необычайными способностями в математике и лингвистике отличался Уильям Джеймс Сидис. Его IQ считается самым наивысшим зафиксированный в истории – в районе от 250 до 300. Но это уже во взрослой жизни. Его биография приводит удивительные и на первый взгляд неправдоподобные факты. Читать и писать Уильям научился в... 18 месяцев! В 4 года прочел древнегреческого поэта Гомера в оригинале, а в 7 лет сдал экзамен по анатомии Гарвардской медицинской школы. Более того, в восьмилетнем возрасте Сидис знал 7 языков – английский, русский, латынь, греческий, французский, немецкий и иврит. В 16 лет он уже окончил Гарвард с отличием. Но вернемся к тому, чему посвящена данная статья, – к изобретениям и открытиям. У Уильяма Сидиса их немало, и они пестрят разнообразием.
Будучи ребенком, в возрасте от 4 до 8 лет, он написал 4 книги, среди них – монография по анатомии. В более старшем возрасте выступил автором учебника по эвклидовой геометрии на греческом языке. Увлечения Уильяма лингвистикой подтолкнуло его в 8 лет к созданию своего собственного, искусственного языка, названного им Vendergood.
В подростковом возрасте он написал трактат о железнодорожных билетах, где большое внимание уделялось увеличению пропускной способности транспортной сети. Разработанная им система только в настоящее время получает признание. Также Уильям разработал систему бессменного бесконечного календаря, учитывающего високосные годы. Патент на это открытие Сидис получил в 1930 году.
Самым умным ребенком Индии с IQ, достигающим 146, считают Акрита Ясвала. Но знаменит 7-летний мальчик не только этим. В 2000 году он провел операцию соседской девочке, пострадавшей из-за ожога. Она не могла разжать кулак, а Акрит сделал определенные действия и вернул пальцам подвижность. Не имея медицинских знаний, мальчик при помощи своей изобретательности и, наверное, «лечебной» интуиции оперативно справился с ситуацией. После этого случая мальчика стали называть «семилетним хирургом», что и определило его выбор. Сейчас Акрит – самый молодой студент в медицинском вузе.
Случайные открытия
Очень часто настоящие открытия находят там, где ищут что-то совершенно иное. Ведь люди сами пока не знают, что именно они хотят открыть. Вспомните Колумба, считавшего, что он открыл Индию, тогда как это были берега неизвестной Старому Свету Америки. Эксперименты, исследования и... случайные находки – вот одни из главных условий научного «клада».
Дети, о которых пойдет речь ниже, совсем не гении, а обычные ребята. Но исследовательской деятельности им не занимать, ведь благодаря им были сделаны открытия мирового значения!
Более 100 лет назад испанский археолог Марселино де Саутола отправился в пещеру Альтамира, взяв с собой девятилетнюю дочь Марию. Пещера к тому времени была обнаружена недавно, а потому никто не знал, что там находится. Небольшой рост девочки позволял проходить в тех местах пещеры, куда ее отец мог только заглянуть. Так Мария увидела огромные наскальные рисунки, называемые в научной среде петроглифами. На стенах пещеры были изображены бизоны, мамонты, носороги, лошади, кабаны.Это открытие занимает большое место в истории культуры и жизни людей эпохи палеолита. Позже в этой же пещере были обнаружены кости, разные орудия из камня, рога животных и другие находки.
Палеоантрополог и профессор Ли Бергер нашел на спутниковых снимках Google Earth известняковые пещеры в ЮАР. В 2008 году он отправился туда с одним студентом, собственным маленьким сыном и собакой. Прибыв на место, команда исследователей обнаружила там места проживания австралопитеков, высших приматов. Но главное открытие принадлежит сыну археолога. Девятилетний мальчик за 15 минут нашел окаменевшие части ключицы и нижней челюсти! Там же были обнаружены скелеты женщины и подростка, примерный возраст которых – 1,78-1,95 млн лет. Этот совершенно новый вид назвали австралопитек седиба (Australopithecus sediba). Ученые считают, что этот вид – переходное звено от обезьяноподобных существ к современным людям.
Это далеко не полный список детей-изобретателей и первооткрывателей. Каждый ребенок, появившись на свет, познает, исследует окружающий мир новым самобытным взглядом. И неудивительно, что в процессе этого и происходят самые разные открытия там, где взрослому и не пришло бы в голову. Зато все родители убеждены: дети – это счастье. Такое же большое, как мировое открытие, и, пожалуй, даже больше. Дети-гении – явление не такое уж и частое. Но каждому из нас по силам вовремя разглядеть способности ребенка и развивать их – к нашей гордости и к их светлому будущему. И, конечно, обеспечивать и претворять в жизнь права и свободы, закрепленные в Конвенции прав ребенка.
Диана МаратоваЖурнал "Клуб родителей Детки.kz" № 11 (41) Ноябрь 2012
detki.kz
7 занимательных открытий, сделанных детьми
Палеонтолог, биолог, астроном – все это звучит как профессия для взрослых серьезных людей, однако не всегда именно взрослые являются лучшими в данных ролях. Дети со своим бесконечным любопытством и любовью выходить за рамки стандартного также были вовлечены в некоторые научные исследования и открытия.
10000-летний сувенир
Летние каникулы одного ребенка внезапно превратились в урок истории, когда он откопал в песке пляжа в Нью-Джерси наконечник стрелы, которому оказалось около десяти тысяч лет. Десятилетний Ноа Кордл обнаружил редкий артефакт, когда играл на краю прибоя. Его семья связалась с археологическим обществом Нью-Джерси, чтобы уточнить, что именно нашел мальчик. Президент общества объяснил членам семьи, что это каменный наконечник стрелы, который был использован коренными американцами еще до образования племен, то есть примерно восемь-десять тысяч лет назад. Такие наконечники стрел находятся крайне редко, в музее хранится около двух десятков подобных наконечников, но все они были обнаружены в процессе профессиональных археологических раскопок.
Сюрприз звездного неба
В ноябре 2013 года 10-летний ребенок в Канаде стал самым молодым человеком, который когда-либо обнаружил сверхновую (взрывающуюся) звезду. Нейтан Грей заметил сверхновую с помощью отца Дейва Лейна, владельца обсерватории в Новой Шотландии. Молодой астроном сказал, что наблюдал за звездным небом в течение шести месяцев в надежде увидеть взрыв звезды. Он сказал, что она выглядела как мерцающая звезда, а также что он крайне рад и счастлив, что сделал это открытие.
Веселье с мухами
Вам нужны доказательства того, что научные проекты в школе могут превратиться в полноценные открытия? Саймон Кашчок-Маренда, ученик средней школы в США, чей научный эксперимент вдохновил на полноценные научные исследования. Саймон был заинтересован в том, как искусственные подсластители могут влиять на плодовых мушек. Он кормил группы мушек разными видами подсластителей, один из которых содержал сахарный спирт под названием "эритрит". Мушки, которых он кормил данным видом подсластителей, умерли через шесть дней, что подтолкнуло ученых к мысли, что этот подсластитель не является здоровой альтернативой сахару. С помощью своего отца, профессора биологии, Саймон провел тот же эксперимент в лабораторных условиях – и результат повторился. Таким образом, существует вероятность того, что эритрит в ближайшем времени могут начать использовать как безопасный для человека инсектицид.
Интересный зуб
В апреле 2014 года мальчик в Мичигане принес похвастаться интересную находку, которая оказалась зубом мастодонта 10000-летней давности. Зуб был коричневый, около 20 сантиметров в длину. Несмотря на его большой размер, девятилетний Филлип Столл сразу же понял, что это зуб. Мать Филлипа тут же связалась со знакомым экспертом по рептилиям и амфибиям, который рассказал семье, что это зуб мастодонта, предка современных слонов.
Грибная находка
Уже более десяти лет люди в Южной Калифорнии получали пищевые отравления после того, как съедали найденные грибы, называемые Cryptococcus gattii. Однако ученые никак не могли обнаружить, где же люди находят эти опасные грибы. Девочка по имени Элан Филлер – семиклассница, искала тему для крутого научного проекта в школе. Ее отец, специалист по инфекционным заболеваниям, предложил ей попробовать обнаружить неуловимый гриб. Элан приняла вызов и в итоге нашла целых три дерева, на которых произрастали эти грибы. Она поделилась своей находкой с учеными, и ее выводы из научного проекта стали частью научных исследований данного вида грибов.
Находка динозавра
Кажется вполне справедливым, что останки самого молодого из ныне известных гадрозавров были найдены ребенком. В 2009 году Кевин Террис проводил полевые исследования для палеонтологического школьного проекта, когда обнаружил кости детеныша динозавра. С помощью своего куратора и одноклассников Кевин смог откопать останки гадрозавра, который жил на земле примерно 75 миллионов лет назад.
Детская археология
В 2008 году 9-летний Мэтью Бергер проводил время со своим отцом-археологом на раскопках рядом с Йоханнесбургом, когда обнаружил останки, которые принадлежали одному из древнейших родственников современного человека, австралопитеку седиба.
fb.ru
Научные открытия, сделанные детьми
Палеонтолог, биолог, астроном — взрослые профессии. Однако бывают исключения, когда эту роль на себя примеряет и ребенок. Дети с их бесконечным любопытством и склонностью блуждать по задворкам непознанного способны делать настоящие открытия. Несколько маленьких ученых уже успели покорить этот мир своими научными достижениями. Сегодня мы расскажем о семи открытиях, сделанных детьми.
10000-летний сувенир
Ноа Кордл
Для десятилетнего Ноа Кордл летние каникулы стали роковыми. Однажды он играл на песке на пляже Нью-Джерси и внезапно раскопал 10000-летний наконечник стрелы. Родители мальчика обратили внимание на артефакт, написали в сообщество археологов Нью-Джерси и отдали экспонат на экспертизу. Выяснилось, что наконечник принадлежал племенам коренных американцев или палеоиндейцев, которые прошли через это место от 8000 до 11 000 лет назад во время охоты на рыб и птиц. Такие находки встречаются редко, в Государственном музее Нью-Джерси находится около 20 подобных экспонатов, но большинство из них были обнаружены специалистами в местах археологических раскопок.
Новая звезда
Натан Грей
В ноябре 2013 года в Канаде 10-летний Натан Грей открыл новую звезду. Мальчик заприметил объект с небольшой подмогой отца, основателя и оператора обсерватории Abbey Ridge Conservatory. Натан исследовал ночное небо в течение полугода, надеясь обнаружить и зафиксировать звездный взрыв. Он сказал, что заметил уникальную мигающую звезду и был счастлив, когда понял, что имени у нее все еще нет.
Мухи отдельно
Саймон Кашчек-Маренда — американский школьник, чье уникальное исследование натолкнуло ученых из университета Drexel на масштабную работу, проведенную в Филадельфии. Мальчик заинтересовался изучением искусственных подсластителей и их влиянием на плодовых мух. Он подкармливал разные группки мух различными подсластителями, одним из которых был Truvia, искусственный подсластитель, содержащий сахарный спирт под названием эритрит. Мухи, отведавшие Truvia, погибли через неделю. Это побудило начинающего ученого предположить, что для плодовых мух Truvia — не замена сахара. Обратившись за помощью к отцу, профессору биологии в Drexel, школьник повторил эксперимент в лаборатории, где получил аналогичные результаты. Исследователи Drexel позже пришли к выводу, что эритрит в Truvia оказывает токсическое действие на мух, а значит, однажды он может быть использован в качестве безопасного инсектицида.Зуб за зуб
Филипп Столл
Апрельским днем 2014 года мальчик из штата Мичиган обнаружил зуб мастодонта возрастом 10000 лет. Девятилетний Филипп Столл наткнулся на артефакт во время прогулки босиком у ручья возле своего дома.Зуб выглядел необычно: коричневый цвет, около 20 см в длину, с шестью различными заострениями. Несмотря на аномально большие размеры, Столл опознал в объекте зуб. Он и его мать написали Джеймсу Хардингу, герпетологу в соседнем Университете в штате Мичиган, для определения точной информации о происхождении странного вида зуба. Хардинг доложил, что молодой исследователь обнаружил зуб мастодонта.
Грибок-загадка
Элан Филлер
Многие десятки лет жители Южной Калифорнии тяжело страдали, а иногда и умирали от загадочного грибка под названием Cryptococcus gattii. Ученые не смогли точно определить, где именно люди встречались со смертельным грибком. Элан Филлер, обычная ученица 7 класса умудрилась выяснить, где скрывался грибок. Она определила три дерева в районе Лос-Анджелеса, на которых он обитал. Элан рассказала о своем открытии исследователям из Университета Дьюка в Северной Каролине. Ее выводы пригодились для исследования, опубликованного 21 августа 2014.
Открытие Дино
Кевин Террис
В 2009 году Кевин Террис занялся полевым исследованием по палеонтологии по школьной программе. В этот день он обнаружил несколько костей динозавра Дино, торчащих из-под валуна Utah’s Grand Staircase-Escalante National Monument. С помощью Эндрю Фарка, палеонтолога и куратора в палеонтологическом музее Raymond M. Alf Museum of Paleontology, он выяснил, что останки принадлежали паразауролофам, травоядным животным меловой эпохи, которые существовали 75 миллионов лет назад.
Еще раз об археологии
Мэттью Бергер
В 2008 году 9-летний Мэттью Бергер и его отец-археолог находились на раскопках близ Йоханнесбурга, Южная Африка. Мальчик обнаружил останки одного из древних предков человека — австралопитека Sediba. Ученые подтвердили, что кости возрастом в 2 миллиона лет принадлежат ранее неизвестному предку человека. Отец Бергера и его команда позже откопали два скелета: один — взрослой женщины, другой — несовершеннолетнего мальчика.
hsl.guru
Педагогический метод. Открытие ребенка. | Интернациональная Монтессори Школа
Развивающий материал.
Наш материал, предназначенный для развития органов чувств, имеет свою собственную историю. Он возник на основе отбора. Тщательной психологической проверке подвергся материал, используемый Итардом и Сегеном для воспитания умственно отсталых и неполноценных детей, тестовый материал, разработанный в рамках экспериментальной психологии, и, наконец, ряд предметов, которые я создала в первый период моей самостоятельной экспериментальной работы.
Во время апробации велось наблюдение за тем, каким образом эти различные средства используются детьми, какую реакцию они вызывают у детей, используются ли отдельные предметы повторно и, прежде всего, какое развитие они делают возможным. Постепенно мы получили надежные данные, вызвавшие либо отодвижение на второй план или изменение, либо включение отдельных предметов в наш материал. Цвет, форма, размеры, короче говоря, все качества предметов были установлены путем экспериментальной проверки. Это была стадия работы, выходящая за рамки данной книги и поэтому тем более заслуживающая отдельного упоминания.
Во избежание недоразумений и дабы отвратить критику, возникшую после распространения нашей методики по всему миру, может быть также полезным объяснение цели наших сенсорных упражнений. Упражнение и стремление утончить чувственное восприятие имеет очевидную ценность, поскольку таким образом поле восприятия расширяется и поэтому, служа основой развития интеллекта, становится все более богатым и «плодородным». Благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект, без этого запаса способность к абстракции оказывается лишенной как основания, так и точности, как уверенности, так и необходимых стимулов. Контакт с окружением осуществляется с помощью органов чувств и движений. Как бы то ни было, независимо от того, возможно ли или нет упражнение и развитие органов чувств, является ли это лишь временным качеством тех людей, которые в более позднем возрасте используют органы чувств не так часто и не с такой полнотой, как это бывает необходимо для некоторых особенно практических и связанных с сенсорной активностью профессий, ценность упражнения органов чувств от этого не уменьшается, поскольку именно в этот период развития формируются фундаментальные понятия и свойства интеллекта.
Есть еще один аспект, определяющий важность упражнения органов чувств. Ребенок двух с половиной, трех лет, поступающий в монтессорианскую школу, успел в течение предшествующих очень активных, чрезвычайно духовно насыщенных лет накопить, впитать в себя массу впечатлений. Важные, наполненные смыслом и случайные впечатления сложены вместе и создают беспорядочное, но довольно значительное богатство подсознательной сферы. При постепенном становлении сознания и воли возникает насущная потребность в создании порядка и ясности, в разграничении важного и случайного. Сейчас ребенок созрел для переоткрытия своего окружения и собственного богатства полученных от этого окружения впечатлений. Для удовлетворения этой потребности ребенку необходим точный, научно обоснованный путеводитель. Таким путеводителем могут служить наш материал и наши упражнения. Этого ребенка можно сравнить с наследником, который еще не осознал величину принадлежащего ему богатства, но который с нетерпением ждет возможности оценить его как настоящий знаток, упорядочить его и составить надлежащую опись с тем, чтобы иметь его в своем полном и немедленном распоряжении.
В случае сомнений в неизменности обостренной и усиленной сенсорной способности на протяжении всего жизненного периода некоторых людей, можно рассматривать последнее как достижение, имеющее преходящую ценность. Обычно было принято думать, что первая цель, связанная с упражнениями органов чувств в рамках нашей методики, рассматривалась нами также как важнейшая, тогда как, на самом деле, вторая цель оценивается нами не ниже, более того, она преследует более глубокие изменения. Наша собственная экспертиза и опыт наших последователей еще более утвердили нас в этом мнении.
Наконец, мы хотели бы также подчеркнуть большую услугу, оказываемую нашим сенсорным аппаратом и его упражнением в распознании нарушения функций органов чувств. Это чрезвычайно важно, так как в этот период еще многое можно сделать, чтобы восстановить данные недостатки.
Общие указания в отношении материала, используемого для развития органов чувств.
Сенсорный материал состоит из ряда предметов, сгруппированных в соответствии с определенными свойствами тел, такими как цвет, форма, размеры, звук, свойство поверхности, вес, температура и т.д. Например, имеются: набор колокольчиков, отражающих музыкальные тона, ряд дощечек различных цветов, расположенных в определенной последовательности, брусочки одинаковой формы, но разной величины, а также другие группы предметов, различие между которыми определяется геометрической формой. Кроме того, имеются предметы, имеющие различный вес, но одинаковую величину, и т.д. и т.п.
Каждый набор предметов представляет в групповом сочетании то же качество, но в различной степени. Таким образом, речь здесь идет о постепенном продвижении, с регулярным различием между предметами, по возможности подтверждаемым математически.
На практике это часто требует дальнейшего оформления, установки границ, что зависит от психологической расположенности ребенка, который выбирает наиболее для него важное. В результате этого мы отбираем только тот материал, который по настоящему «интересует» маленького ребенка и который длительное время может служить предметом спонтанно выбираемого и повторяемого упражнения.
Каждая группа предметов (или материал: звуковой материал, цветовой материал и т.д.) предполагает, таким образом, постепенное продвижение в обе стороны ряда «по возрастанию» и «по убыванию», к максимуму и к минимуму, определяющим границы ряда. В принципе, эти границы больше устанавливаются посредством практического использования материала самим ребенком. Обе эти крайности, расположенные рядом друг с другом, показывают наиболее заметным образом различие, присутствующее в целой серии, и поэтому наиболее четко выражают контраст, которого можно достичь, благодаря использованию материала. Там, где контраст сильно бросается в глаза, различия становятся очень заметными и, таким образом, уже могут пробудить интерес еще прежде, чем ребенок подходит к самому упражнению.
Выделение того качества, которое хочет продемонстрировать материал.
Каждый предмет, который мы хотим использовать для сенсорного развития, необходимо демонстрирует многочисленные и разнообразные свойства: вес, качество поверхности, цвет, форму, размеры и т.п. Каким образом нам необходимо организовать работу так, чтобы ряд, напротив, мог продемонстрировать одно единственное свойство? Для этого важно это единственное качество предмета выделить среди всех остальных. Эта сложность может быть преодолена именно благодаря расположению ряда предметов в порядке постепенного изменения (возрастания или убывания) выбранного качества. Необходимо использовать предметы, совершенно сходные друг с другом во всем, кроме этого одного изменяющегося качества.
Если мы хотим предложить предметы, обучающие, например, различению цветов, мы должны выбрать те, которые сделаны из одного и того же материала, имеют одинаковую форму и размеры, но различаются только по цвету. Если же мы хотим предметно продемонстрировать различные тона звуковой гаммы, то нам необходимо выбрать предметы, совершенно одинаковые внешне, например, колокольчики, которые мы используем в нашей системе. Они имеют одинаковую форму и размер и расположены на абсолютно одинаковых подставках, но если ударить по ним молоточком, они дают различные тона, и эти тона являются единственным различием, воспринимаемым органами чувств.
Поэтому маленькие инструменты с различными по величине клавишами или трубочки различной высоты, расположенные по принципу органные труб, которые мы предлагаем детям в качестве музыкальных игрушек, не подходят для настоящего упражнения музыкального слуха, так как целью этого упражнения является обучение различению «тонов». Ибо в этом случае глаза могут прийти на помощь, чтобы различить их в соответствии с размерами, в то время как ухо должно быть единственным воспринимающим органом и судьей.
Используя этот способ, нам удается внести большую ясность в различение вещей, и понятно, что ясность как раз и является основой интереса к «различению».
Далее из психологии нам известно, что человек, для того чтобы заставить сильнее выделяться отдельные свойства, должен изолировать, насколько это возможно, соответствующие органы чувств: осязательное впечатление будет яснее, если оно будет связано с предметом, не проводящим тепло, то есть не вызывающим одновременно впечатлений, связанных с температурой, и если человек находится в темном или тихом помещении, где он не может получать зрительных или слуховых впечатлений, мешающих работе осязательных органов, эффект еще более увеличится. Таким образом, здесь имеются две стороны: человек может быть изолирован от всяких других впечатлений, получаемых от окружения, и материал может, благодаря системе постепенного продвижения, сфокусировать внимание на одном единственной свойстве.
Такая точность устанавливает стандарт для степени совершенства, которого мы должны стремиться достичь, и дает некоторый разбор качеств, анализ, которых не ограничивается только теми предметами, которые мы даем ребенку. Если ребенок начинает упражняться с этими предметами, в нем развивается способность внутреннего анализа, способствующего упорядочению его ума.
Маленький ребенок, который по своей природе является страстным исследователем своего окружения, поскольку у него еще не было времени или возможности заняться тщательным изучением этого окружения, с удовольствием «закрывает глаза» или позволяет завязать их платком, чтобы устранить свет, когда он только с помощью рук начинает изучать форму предметов. Он также соглашается с тем, что мы помещаем его в темноту для того, чтобы он попробовал воспринять самые слабые звуки.
Фундаментальные качества, присущие всему, что окружает ребенка в воспитывающей обстановке.
Ко всем, уже названным в предыдущей главе качествам, следует добавить еще несколько качеств, которые, в принципе, не характерны только для сенсорного материала, но которые должны будут, по возможности, распространяться на все, что окружает ребенка. Речь идет о следующем:
1. Проверка ошибок.
В большинстве случаев предлагаемый ребенку материал уже содержит в себе «проверку ошибок», как, например, в случае деревянных футляров для цилиндров, которые представляют собой продолговатые деревянные болванки с углублениями, куда могут вставляться цилиндры постепенно изменяющихся размеров, от толстых – к тонким, от длинных – к коротким, от больших – к маленьким. Поскольку цилиндры точно соответствуют величине отверстий, невозможно неправильное их распределение, так как, в конце концов, по меньшей мере один будет оставаться без места, что всегда будет свидетельствовать о сделанной ошибке.
Также если во время застегивания чего-либо будет сделана порядковая ошибка – пропущена петля или забыта пуговица, всегда будет оставаться пустая петля или лишняя пуговица. При использовании других частей материала, например, трех наборов брусков величина, цвет и другие качества предметов будут являться причиной очевидности ошибок, благодаря тому факту, что ребенок к этому времени уже сможет потренироваться в их распознании.
Ощутимый контроль за ошибками приводит ребенка к тому, что он начинает во время упражнений использовать свой разум, свою оценку, направлять свое внимание со все большей заинтересованностью на точность, использовать свои умственные способности для выявления маленьких различий, и таким образом его сознание будет подготовлено к проверке ошибок, даже если последние больше не будут ощутимыми и не будут поддаваться восприятию органов чувств.
И не только предметы, используемые для сенсорного развития и для воспитания общей культуры, но все, что окружает ребенка, устраивается таким образом, чтобы сделать контроль за ошибками достаточно простым. Все присутствующие вещи, от предметов мебели до каждого отдельного предмета развивающего материала, являются как бы носителями ошибок, их поучительного тона невозможно избежать.
На светлых цветах и блестящих поверхностях хорошо заметны пятна, легкая конструкция мебели выдает еще несовершенные и неловкие движения, например, если ребенок падает или с шумом передвигает мебель по полу. Все окружение, таким образом, является строгим воспитателем и неизменно бдительным часовым, и каждый ребенок выслушивает наставления, как будто он один призывается к ответственности этим неодушевленным учителем.
2. Этика.
Другое качество предметов – это их привлекательная внешность. Мы старательно заботимся о цвете, блеске, гармонических формах всего, что окружает ребенка. Не только сенсорный материал, но и все окружение устраиваются таким образом, что оно привлекает ребенка, как в природе яркие лепестки цветов привлекают насекомых, чтобы дать им полакомиться скрытым нектаром.
«Обращайся со мной аккуратно», - говорят светлые и блестящие столики. «Не забывай пользоваться мной», - зовут маленькие метелки с красиво покрашенными ручками. «Окуни в нас свои ручки», - приглашают чистые тазики, рядом с которыми лежат готовые мыльца и щеточки.
И вешалки с серебристыми крючками на зеленой материи, и красивые розовые кубики, и наборы красок с 63 цветами, и цветные буквы алфавита, лежащие в своих ячейках, - все эти вещи зовут, привлекают к себе внимание.
И ребенок подчиняется предмету, который в данный момент наиболее полно отражает его потребность в действиях. Так лепестки полевых цветов своим запахом и цветом зовут к себе другие существа, но насекомое выбирает тот цветок, который для него создан.
3. Работа.
Еще одним качеством развивающего материала является то, что он должен быть подходящим для деятельности ребенка. Способность постоянно привлекать заинтересованное внимание ребенка зависит не столько от «свойств» предметов, сколько от предоставляемой ими возможности деятельности.
Это означает: чтобы пробудить интерес ребенка к какому-либо предмету, не достаточно только самостоятельной значимости данного предмета, он должен также подходить для деятельности ребенка. Например, это должны быть маленькие предметы, которые можно перемещать, - и тогда это скорее будут движение руки, нежели сами предметы, которое будет постоянно побуждать ребенка к перестановке, возвращению на место и новому расположению предметов, что долгое время будет поддерживать его активность. Красивая игрушка, интересная картинка, увлекательный рассказ могут, без сомнения, привлечь внимание ребенка, но если ребенку удается только «посмотреть», «послушать» или «потрогать» предмет, с которым ничего нельзя сделать, то его внимание останется поверхностным и будет блуждать от одного к другому. И поэтому все предметы окружения ребенка должны подходить для его активной деятельности. Они тоже должны быть красивыми, но красота будет привлекать ребенка не более одного дня, тогда как тот факт, что каждый предмет можно взять с собой, попользоваться им и потом возвратить его на место, делает силу привлекательности окружающей обстановки неисчерпаемой.
4. Ограничение.
Наконец, все «учебные средства» для развития имеют еще одну общую черту, до сих пор еще чрезвычайно мало понятую, однако имеющую большую педагогическую важность. Речь идет о следующем: материал должен быть «ограничен по количеству». Если мы однажды констатируем этот факт, он становится логичным и ясным для нашего понимания. Нормальному ребенку не нужны «раздражители», «приводящие его в контакт с реальным окружение». Он бодрствует и различными способами постоянно осуществляет свою связь с окружением. Наоборот, ему присуща потребность в упорядочении хаоса, возникшего в его сознании благодаря огромному количеству впечатлений от окружающего мира.
Он не идет по жизни как «лунатик», что бывает с неполноценными детьми, наоборот, он является «бесстрашным исследователем нового для него мира», и в качестве исследователя он ищет «дорогу» (то есть то, что имеет границы и ведет куда-либо), которая приведет его к цели и предохранит его от утомительных блужданий, мешающих продвижению вперед. В этом случае он страстно привязан к вещам, которые – ограниченные определенными рамками и ведущие прямо к цели – вносят порядок в хаос, возникший внутри него, и вместе с порядком способствуют прояснению его пытливого ума и служат путеводителем в его исследованиях. Первый же предоставленный самому себе разведчик становится при этом «просвещенным» человеком, который на каждом шагу делает открытия и с новой силой продвигается вперед, движимый внутренним удовлетворением.
Каким образом данный опыт должен внести изменения в представления многих тех, кто еще думает, что ребенку мы помогаем тем больше, чем больше развивающих предметов мы предоставляем в его распоряжение! Мы все ошибочно верим в то, что ребенок, имеющий «наибольшее количество игрушек» и получающий «наибольшую помощь», должен также быть наиболее развитым. Напротив, именно неорганизованная масса предметов смущает душу, создавая в ней новый хаос, и вызывает подавляющее чувство уныния.
«Ограничение» помощи, позволяющее ребенку создать порядок в его уме и облегчающее понимание им окружающих его многочисленных вещей, чрезвычайно необходимо для того, чтобы помочь ребенку сохранить силы и уверенно выйти на трудную дорогу развития.
Наставница
Наставница, которая хочет посвятить себя специальному воспитанию, должна, прежде всего, ясно понимать, что ее целью не является привитие ребенку знаний о свойствах вещей, таких как размер, форма, цвет и т.п., с помощью отдельных предметов. Целью не является также привести ребенка к тому, чтобы он «мог безошибочно использовать материал, который ему предлагается», то есть чтобы он был в состоянии хорошо выполнять упражнения. Такой подход поставил бы наш материал на один уровень с любым другим, например, с материалом Фребеля, и снова потребовал бы активного участия наставницы, которая должна была бы прививать знания и стараться исправить каждую ошибку, пока ребенок не освоит материал. Наконец, этот материал не является новым учебным средством, которое мы даем в руки активно настроенной учительнице, чтобы помочь ей в выполнении ее задачи, состоящей в ведении урока.
В данном случае речь идет о радикальном перемещении центра деятельности, который раньше безусловно приходился на учительницу, а в рамках нашей методики, напротив, в первую очередь связан с ребенком.
Воспитательная работа распределяется между наставницей и окружением. На место бывшей «дающей урок» учительницы пришло намного более сложное целое, то есть, кроме учительницы, появился еще ряд предметов (развивающий материал), который вместе с ней воспитывает ребенка.
Глубокое различие между нашей методикой и, так называемыми, «наглядными уроками» в рамках старых методик заключается в том, что предметы у нас не являются вспомогательным средством объясняющей урок учительницы, то есть они в этом смысле не формируют «дидактический материал».
Предметы, а не обучение наставницы играют главную роль, и поскольку их использует ребенок, именно он, а не наставница, является активным центром деятельности.
Однако, наставница также имеет многочисленные функции, ее содействие отнюдь не отодвигается на второй план, но она вносит свой вклад путем многообразных, осторожных и тактичных действий. Слова, демонстрация силы, строгость с ее стороны становятся излишними. Напротив, она должна с мудрой осторожностью и вниманием наблюдать, служить, приходить на помощь или отступать на второй план, уметь говорить или молчать в соответствии со случаем или потребностью. Ей отводится нравственная работа, о которой до сих пор не было речи ни в одной методике, - это сочетание спокойствия, терпения, любви и скромности. Добродетели, а не слова, являются основными воспитательными средствами.
Если мы попытаемся кратко сформулировать ее основную задачу в школьной практике, мы сможем выразить это следующим образом: наставница должна продемонстрировать возможность использование материала. Она, в основном, является связующим звеном между материалом (предметами) и ребенком.
Простая, скромная задача, требующая, однако, гораздо больше такта, нежели манера работать в старых школах, где, в противоположность нашей методике, материал был лишь простым вспомогательным средством, имеющим целью облегчение интеллектуального контакта между учительницей, которая должна была передавать свои мысли, и ребенком, который должен был эти мысли воспринимать.
У нас работа является прерогативой ребенка, который выбирает свои предметы и занимается с ними в рамках активного и продолжительного упражнения. Наставнице остается только следить за тем, чтобы подход к работе был достаточно простым и ясным.
Нечто подобное мы наблюдаем в гимнастическом зале, где есть необходимость как в учителе, так и в снарядах: учитель объясняет использование шведской стенки и колец, показывает, как пользоваться гантелями и т.д., а ученики используют эти предметы и «развивают» таким образом силу, быстроту и все, что может быть развито, когда мышечная энергия приводится в контакт с различными вспомогательными средствами, имеющимися для упражнения в гимнастическом зале.
Этот учитель гимнастики не разговаривает, однако, он является проводником, гидом. И так же, как он с помощью пространных рассуждений смог бы воспитать только одного сильного ученика среди всех, так и старая школа потерпела поражение в попытке усилить индивидуальность и характер детей. В наших же школах, где учительница ограничивается руководством и необходимыми указаниями и, так сказать, предоставляет в распоряжение «снаряды для умственной гимнастики», дети набираются сил, превращаются в индивидуальности с сильным характером и хорошо развитой самодисциплиной, их внутреннее здоровье является блестящим и наиболее заметным результатом освобождения их духа.
Образование, которое должна получить наша наставница, состоит из двух частей, поскольку она и в совершенстве должна овладеть принципами работы, входящей в ее задачи, и хорошо должна усвоить функцию предметов, выступающих в качестве развивающего материала.
Трудно подготовить такую учительницу «теоретически», - ведь речь здесь идет о том, кто «формирует самого себя», кто должен научиться наблюдать, должен научиться быть спокойным, терпеливым и скромным, кто должен уметь подавлять свои собственные импульсы, и чья работа одновременно отражает исключительно практические цели и является чрезвычайно тонкой задачей. Она, в свою очередь, испытывает большую потребность в самоупражнении и гимнастике, чем в книге, которая исключительно апеллирует к разуму.
Тем не менее, она может легко обучиться тому, что ей предстоит делать. Это означает, что она должна выступать в качестве того, кто умеет привести ребенка в активное состояние. Она должна уметь выбрать подходящий предмет и так его преподнести, что ребенок поймет, в чем дело, и таким образом ей удастся пробудить его живое внимание к предмету.
Наставница поэтому должна в совершенстве владеть материалом, всегда быть готовой к его применению, она должна также тщательно изучить технику предложения, разработанную нами экспериментально, приобрести опыт работы с ней, с тем чтобы уметь целенаправленно руководить ребенком при использовании им данного материала. Все это, в первую очередь, зависит от подготовки наставницы. Некоторые общие принципы, призванные служить путеводной нитью в практической работе, она может изучить теоретически, но только с помощью опыта она овладеет способностью тонко варьировать применение материала для того, чтобы привести разные индивидуальности к выполнению правильных упражнений так, чтобы, например, не задерживать уже более развитый ум работой с материалом, который отстает от уровня индивидуальных способностей и поэтому пробуждает скуку. Она научится не предлагать ребенку те предметы, к которым он еще не готов и которые поэтому способны превратить первый детский энтузиазм в отчаяние.
Знание материала.
Для того, чтобы хорошо познакомиться с материалом, будущей наставнице недостаточно ограничиться его рассмотрением, изучением его с помощью книги и освоением его применения на основе объяснений преподавателя курсов. Совершенно необходимо, чтобы она сама некоторое время поупражнялась с материалом и таким образом попыталась бы почувствовать, в чем могут заключаться сложности или привлекательные аспекты различных частей материала, и хотя и не полностью, но пережить те впечатления, которые ребенок на этой основе может получить. И если наставница к тому же имеет достаточно терпения, чтобы так же должно повторять упражнение, как это делал бы ребенок, она сможет рассчитать на своем примере, какую энергию и упорство способен затратить на упражнение ребенок определенного возраста. С этой последней целью наставница может расположить материал по степени сложности и таким образом проверить виды деятельности, которые ребенок может развивать по мере взросления (см. далее главу о порядке упражнений).
Обеспечение порядка в окружающей обстановке.
Кроме того что наставница должна привести ребенка в соприкосновение с материалом, она знакомит его с порядком, царящем в окружении. Это означает, что она должна научить ребенка подчиняться правилу, на котором основана практическая дисциплинированная организация – может быть, и очень простая организация, однако достаточная для того, чтобы гарантировать спокойную работу. Каждый предмет при этом должен иметь свое постоянное место, куда его каждый раз убирают и где его всегда можно найти, если он не используется. Ребенок может брать учебное средство только в том месте, где находятся предметы для выбора, и когда он заканчивает им пользоваться, он должен возвратить его в том же состоянии на то же место, где он его взял. Таким образом, все сводится к тому, что ребенок никогда не может рассматривать упражнение в качестве завершенного, если он удовлетворил лишь свой собственный импульс. Напротив, он всегда должен доводить работу до конца и добровольно принимать во внимание порядок, установленный в окружении, и правила, обеспечивающие этот порядок. Ребенку никогда нельзя передавать материал, с которым он работает, своему товарищу, тем более брать материал у товарища.
Таким способом с самого начала исключается какое-либо соперничество. Предмет, который не лежит на своем постоянном месте, не существует для того, кто его ищет. И если он очень хочет его получить, ему ничего не остается, как набраться терпения и подождать, пока его товарищ не кончит пользоваться им и не положит его на место.
Неослабное внимание.
Наконец, наставница должна «бдительно» следить за тем, чтобы ребенку, углубленному в работу, не мешали другие. И эта роль духовного «ангела-хранителя» тех, кто совершенно погружен в требующие напряжения занятия, благодаря которым может быть достигнут более высокий уровень развития, относится к наиболее торжественной части ее обязанностей.
Ведение уроков.
Руководя работой с материалом (уроки наставницы), она должна различать два эпизода. На первой стадии она приводит ребенка в соприкосновение с материалом, посвящает его в возможности использования материала. (Время посвящения).
На второй стадии она снова возникает между материалом и ребенком, который, благодаря своим спонтанным упражнениям, приобрел способность устанавливать различия между предметами, чтобы помочь этому ребенку сделать следующий шаг.
Тогда наставница может придать более четкую форму понятиям, которые ребенок успел спонтанно приобрести, и дать названия соответствующим увиденным различиям. (Урок названий).
Техника ведения уроков.
Первая стадия: Посвящение.
Выделение предмета.
Помощь, оказываемая наставницей, состоит в предложении материала таким образом, чтобы показать ребенку, как им пользоваться. Этого можно достичь, если наставница один или два раза покажет, как выполняется данное упражнение. Например, вынуть цилиндры из футляров, перемешать их и снова вставить их в нужные углубления. Или перемешать цветные шпульки (тоненькие дощечки с намотанными на них цветными нитками), чтобы потом разобрать их по парам, таким образом беря их, чтобы не задеть ниток, и так продолжать дальше, каждый раз кладя шпульки одинакового цвета друг рядом с другом.
Пробуждение внимания.
Когда наставница прелагает ребенку новый предмет, она не должна делать это просто с равнодушным видом. Напротив, всегда показывая свой живой интерес, она старается привлечь внимание ребенка к данному предмету.
Избегать неправильного использования предметов. Эффективный способ избежания неправильного использования материала заключается в предложении ребенку того материала, который в этот момент наиболее соответствует стадии его развития. Правильный способ предложения также гарантирует хорошее использование. Если же она, тем не менее, замечает, что материал используется не по назначению, то есть он не способствует развитию ребенка, она должна остановить такую работу, делая это, однако, очень деликатно в тот момент, когда ребенок спокоен и доброжелательно настроен. Если же ребенок, напротив, показывает, что он не хочет соблюдать порядок, она должна остановить его, применив силу, но не как «наказание» за его шумливость и беспорядок, а как предложение авторитетной помощи.
В подобном случае авторитет является действенной поддержкой ребенка, который временно выйдя из равновесия и переживая внутреннюю дисгармонию, нуждается в силе, на которую он мог бы опереться, подобно тому, кто, споткнувшись, ищет, за что бы он мог ухватиться, чтобы удержаться на ногах. В такой момент предоставляемая помощь является «дружеской рукой, которую сильный протягивает слабому».
Когда же ребенок, напротив, «работает», он находится в полном равновесии и единственно нуждается в материале, в который он смог бы углубиться, подобно тому, как телу, желающему приобрести абсолютную ловкость, понадобятся для этого гимнастические снаряды.
Имеются два вида ошибок, которые может совершить ребенок, и которые мы ясно должны различать: во-первых, ошибки, контролируемые самим материалом, которые происходят от того, что ребенок, несмотря на желание правильно выполнить упражнение, которое он хорошо знает, все же не достигает успешного результата, потому что он еще не созрел для этого, или потому что его органы чувств еще не воспринимают различных раздражителей, или потому что он еще не в достаточной степени овладел механизмом определенных движений. Например, он неправильно вставляет цилиндры в углубления, потому что еще не видит различий между ними, или по той же причине ставит большой кубик на маленький, когда пытается построить пирамиду, и т.д.
Подобные промахи выявляются самим материалом, который не позволяет незаметно продолжать ошибочные действия, они могут быть исправлены на основе дальнейшего усовершенствования ребенка, то есть на основе тех «перемен» в нем, которые вытекают из продолжительных и правильных упражнений с материалом. Такие ошибки можно отнести к известной категории, о которой принято говорить: на ошибках учатся. Они преодолеваются решительностью с помощью средств, предлагаемых извне.
Другой вид ошибок происходит в результате нежелания или в результате недостаточно тщательно проведенных уроков. Например, если ребенок футляр цилиндра использует в качестве тележки, или строит домики из цветных шпулек, или начинает ходить по длинным палкам, которые он расположил в ряд, и т.п. Это неправильное использование материала, соответствующее внутреннему беспорядку или потребностям, отличающимся от тех, которые удовлетворяет материал, из-за чего этот материал становится бесполезным и вследствие чего у детей наблюдается шумливость и пустая трата энергии. Все это действия, лишающие ребенка возможности концентрации и, таким образом, мешающие его совершенствованию и развитию. Это можно сравнить с кровоизлиянием, лишающим систему кровообращения значительного количества крови, тогда как кровь должна концентрироваться в сердце с целью сохранения здоровья и жизни. О таким ошибках нельзя сказать: «на ошибках учатся». Напротив, чем дольше ребенок продолжает делать ту же ошибку, тем дальше он удаляется от возможности учения.
В таких случаях авторитет наставницы должен прийти на помощь детской душе, подвергающейся опасности, будь то в мягкой форме или с применением некоторой силы.
Необходимо уважать полезную деятельность.
Когда же, напротив, ребенок не бесполезно использует материал, а так, как показала наставница, или другим, им самим придуманным способом, выдающим разумную мысль, наставница позволяет ребенку продолжать повторение того же упражнения или проведение его собственных опытов с материалом так долго, как он сам того желает, никогда не прерывая его деятельности, ни путем исправления маленьких ошибок, ни из опасения, что такая долгая работа может оказаться для ребенка слишком напряженной.
Хороший конец.
Если ребенок спонтанно оставляет лежать свою работу, что может означать, что исчерпан стимул, побуждающий его к использованию материала, наставница может (или должна, если это необходимо) вмешаться, чтобы позаботиться о том, чтобы ребенок убрал материал, так чтобы все снова, в соответствии с порядком, оказалось на своем месте.
Вторая стадия: Уроки.
Вторая стадия характеризуется тем, что наставница выступает в качестве посредника понятиям, с которыми ребенок познакомился, проделав, будучи посвященным в работу, уже большое количество упражнений и научившись определять различия в предлагаемом ему сенсорном материале.
Такое первое посредничество состоит в обучении правильным названиям вещей. Таким образом, мы помогаем ребенку научиться правильно выражать свои мысли, что довольно легко достижимо в этом юном возрасте.
Согласно нашей методике, это является одной из составных частей общей задачи наставницы. Данная задача требует чрезвычайной чуткости и такта, способности подбирать правильные слова, полностью покрывающие понятия, сформированные в сознании ребенка в результате работы с материалом.
Когда наставница произносит тщательно подобранные слова, она правильно и четко выговаривает их, следя за тем, чтобы хорошо слышны были составляющие звуки, однако не впадая в неестественный способ произношения, то есть избегая переигрывания.
Урок, разделенный на три ступени.
Для реализации данной цели (то есть, для обозначения понятий) я считаю урок, разделенный на три ступени, который использовал Сеген для того, чтобы развить у умственно отсталых детей ассоциации образов и слов, прекрасно подходящим и для нормальных детей. Поэтому эту форму мы применяем и в наших школах.
Первая ступень.
Ассоциация чувственного восприятия с именем.
Наставница должна начать с ясного произнесения существительных и прилагательных, о которых идет речь, не добавляя к ним ни одного другого слова, выговаривая слова очень четко и громко, так чтобы ребенок хорошо мог различать и ясно воспринимать звуки, составляющие слово.
Когда она, например, при первом сенсорном упражнении дает потрогать гладкую и шершавую бумагу, она говорит: «Это гладкое» и «Это шершавое», повторяя слово несколько раз с различной интонацией, но всегда очень ясно и раздельно: «гладкое, гладкое, гладкое», - «шершавое, шершавое, шершавое».
Так, при упражнениях на восприятие температуры, она должна будет сказать: «Это холодное» – «Это теплое». И затем: «ледяной», - «прохладный», - «горячий».
Наконец, она переходит к общим терминам: «тепло», - «больше тепла», - « меньше тепла» и т.п. Поскольку уроки по называнию вещей должны заключаться в ассоциации имени с предметом или абстрактным понятием, представляемым именем, необходимо стремиться к тому, чтобы сознание ребенка одновременно и исключительно было занято предметом и именем, поэтому необходимо, чтобы кроме данного имени не произносилось никакое другое слово.
Вторая ступень:
Узнавание предмета с помощью соответствующего имени.
Наставница должна всегда быть в состоянии убедиться в том, что ее урок достиг поставленной цели. Поэтому ее первая проверка будет направлена на то, чтобы выяснить, происходит ли в сознании ребенка ассоциация имени с определенным предметом. Для этого она должна сначала некоторое время подождать: между уроком и проверкой всегда должна быть минута тишины. Потом она медленно спрашивает ребенка, очень ясно произнося только требуемое существительное или прилагательное: «Что гладкое?» – «Что шершавое?».
Ребенок показывает пальцем предмет, и наставница узнает, возникла ли нужная ассоциация.
Вторая стация – самая важна из трех. Она предполагает настоящий урок, помогающий развить память и способность ассоциации. Если наставница видит, что ребенок отвечает, что он понимает, о чем идет речь, что он проявляет интерес, она еще несколько раз повторяет те же вопросы: «Что гладкое?» – «А что сейчас… гладкое?» – «А что шершавое?».
Многократное повторение вопроса и частое звучание нужного слова способствует его запоминанию, и при каждом повторении ребенок также повторяет упражнение, указывая на предмет, и ассоциирует предмет со словом, которое он в этот момент усваивает и которое закрепляется в памяти. Если, однако, наставница с самого начала замечает, что ребенок не проявляет внимания и дает неправильные ответы, не прилагая никаких усилий для того, чтобы делать это хорошо, она должна, вместо того, чтобы исправлять или настаивать отложить урок до следующего раза, до следующего дня. Ибо как можно поправить ребенка? Если ему не удается связать имя с предметом, единственным способом помочь ему является повторение как действия, вызывающего чувственный раздражитель, так и соответствующего имени, иными словами – повторение всего урока. Но если ребенок ошибся, это означает, что в этот момент он не в состоянии прийти к психической ассоциации, которую мы хотели у него вызвать, - поэтому возникает необходимость выбора другого момента.
Если бы мы начали исправлять его и сказали бы, например: «Нет, ты ошибаешься, нужно ответить так», - то эти слова, заключающие в себе нечто вроде упрека, произвели бы на него большее впечатление, чем другое (например, гладкий, шершавый), они бы отложились у него в памяти, и запоминание других слов только бы замедлилось. Напротив, минута молчания после ошибки не оказывает воздействия на детское сознание, и поэтому следующий урок может стать хорошим продолжением предыдущего.
Третья ступень.
Запоминание имени с помощью соответствующего предмета.
Эта третья ступень служит быстрой проверкой предшествующего ей урока. Наставница спрашивает ребенка: «Какое это… ?», и если ребенок готов к этому, он даст желаемый ответ: «Это гладкое» – «Это шершавое».
Там, где дети бывают несколько не уверены в произношении часто новых для них слов, наставница может на этот раз задержаться и еще один или два раза попросить ребенка повторить слова, выговаривая их яснее: «Какое это… ?» – «Какое… ?». если ребенок при этом делает заметные ошибки в произношении, то в этот момент необходимо тщательно их идентифицировать и, при необходимости, в другое время сделать с ребенком упражнения по исправлению произношения.
www.montessori.ee
Открытие ребенка | Одаренные дети
Ребенок делает открытие собственной одаренности. То, как это происходит, представляет громадный интерес и для родителей. Папы и мамы переживают, насколько адекватно ребенок реагирует на первое осознание собственной уникальности. У одних одаренных детей, находящихся в постоянном общении с братьями, сестрами и сверстниками, понимание собственного отличия может прийти рано. У других сознание своих особых способностей впервые происходит в школе с неизбежным сравнением себя с другими детьми.
Родителям важно, чтобы ребенок обладал здоровым самовосприятием и пониманием того, что способности и интересы других людей (как детей, так и взрослых) могут быть на ином уровне или в иной сфере, нежели его собственные. Социальные и эмоциональные последствия этих различий гораздо тоньше, чем простое понимание.
Одно дело — умом понимать, но совсем иное — чувствовать это. Здоровому самовосприятию одаренного ребенка очень поможет чувство общности с окружающими его людьми и хотя бы начальное понимание положительных качеств, ценимых в человеческом обществе. Почти во всем одаренный ребенок такой^же, как и все другие дети, а уникален лишь в чем-то немногом. Задача, стоящая в этом плане перед родителями, заключается в том, чтобы, учитывая раннее развитие таких детей, своевременно найти верный момент, правильные слова и примеры для ребенка. Такая коммуникация осуществляется не только с помощью речевого общения, но и выражается в реакциях и отношении родителей и других окружающих к ребенку.
Здесь необходимо отметить, что выдающиеся речевые способности многих одаренных детей приводят к тому, что родители и учителя делают слишком большую ставку на речевую коммуникацию. Это чревато возникновением лишь подобия понимания, которое может противоречить практике ежедневного общения. Процесс познания у ребенка затрагивает весь спектр восприятия и опыта. Слова — не главный канал для маленьких детей. Родителям необходимо не только беседовать с малышами, но и стараться вести себя так, чтобы укреплять в ребенке понимание системы ценностей, понимание того, чего от них ждут, и развивать здоровую основу самовосприятия.
Как складывается в человеке представление о самом себе? Психологи утверждают, что этот процесс представляет собой кристаллизацию того, как на нас реагируют другие люди. В ходе своих исследований окружающего мира ребенок узнает, что он может или не может сделать в реальном мире, а окружающие разными путями показывают ему, насколько эти достижения ценны. Поведение личности в большой степени определяется конечным результатом. Результат этот может быть внутренним или внешним, первичным или вторичным, материальным или духовным, а также кратковременным или долговременным — в зависимости от моделей, предлагаемых сторонниками разных психологических теорий. В любом возрасте человек продолжает и развивает те модели поведения, которые приносят желаемый эффект, и, напротив, оставляет те, которые такого эффекта не приносят.
Для маленького ребенка желаемые результаты напрямую связаны с приобретением механических навыков и изучением значения окружающих предметов и явлений. Также важно для него внимание и отношение родителей и окружающих людей. Родителям сравнительно несложно наблюдать, направлять и обучать детей, даже несмотря на бесконечные «почему». Труднее соблюсти баланс между выражением родительской заботы и предупреждением чрезмерного внимания ребенка (иногда неосознанно) к какой-то одной области, в которой малыш особенно преуспевает: это может создать у ребенка превратное представление о том, что родители действительно ценят.
Родителей часто беспокоит стремление одаренного ребенка преуспеть, так как стиль поведения, способствующий этому, часто болезненно сказывается как на самом ребенке, так и на окружающих.
Здесь надо заметить, что Бенджамин Блум (1982), который возглавлял исследования выдающихся достижений детей в плавании, теннисе, музыке, математике и скульптуре, считает это желание преуспеть одним из признаков признания в будущем. Он утверждает, что это стремление рождается и поддерживается семьей. Опубликованные сообщения об этих исследованиях были бы весьма интересны для родителей, которые пытаются определить свою систему ценностей и сформулировать свои надежды в связи с будущим ребенка.
Особое место в этих исследованиях отводится сообщениям родителей некоторых юных дарований о том, что другие их дети обнаруживали в раннем возрасте такие же или даже большие способности, но никогда не проявляли такого стремления преуспеть, как «звездные» дети.
Тем, кто воспитывает одаренных детей, необходимо присмотреться к своей собственной реакции на ребенка, чтобы найти истоки этого стремления преуспеть. Какие аспекты поведения ребенка обычно находят сильнейший отклик у родителей? Что в его поведении вызывает родительскую улыбку, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы? О каких ребячьх достижениях с любовной гордостью рассказывают родители в телефонных разговорах, которые обычно слышат и прекрасно понимают впечатлительные малыши? Какие события пересказываются бабушкам и дедушкам?
А как легкомысленны могут быть дедушки и бабушки, из добрых побуждений балуя детей и тем принося им серьезный вред. Способность бабушек и дедушек аловать внуков общеизвестна, но, сами того не сознавая, они могут многое в воспитании поставить с ног на голову. Представьте себе, как гордый дедушка во время семейного выхода в ресторан произносит поверх светлой курчавой головки 3-летней внучки, сидящей у него на коленях: «Сейчас Джанет нам меню прочитает. Вот послушайте, сейчас Джанет нам расскажет, что там написано, что мы можем заказать. Ну, почитай нам, Джанет». И тут же все глаза обращаются в ожидании на Джанет — и семья, и официанты, и другие посетители глядят на 3-летнее чудо. Далее следует само представление. Все в восторге, раздаются ахи и охи, а Джанет, вероятно, понимает это так: более всего окружающих впечатляет ее умение читать. То, что она строит песочные замки и куличики, может сама одеваться, помогает маме или терпеливо дожидается своей очереди, не вызывает таких восторженных похвал и соответственно не может быть столь же стоящим. Все это, разумеется, не означает, что проявление способностей и талантов надо игнорировать, но все же не стоит восторгаться ими сверх меры, за счет других полезных навыков и достижений.
Когда внимание к уникальной способности ребенка в чем-то одном становится гипертрофированным, самовосприятие малыша может стать совсем не таким, какого желают гордые родители. Одаренные подростки с эмоциональными нарушениями, вспоминая раннее детство, почти всегда рассказывают, что родители никогда не воспринимали их как личность, что они видели в них только способности и достижения. Похоже, очень часто блеск таланта ослепляет родителей. Такое случалось и в семьях одаренных музыкантов, спортсменов и интеллектуально талантливых людей.
Блум полагает, что некоторые родители склонны выискивать в ребенке признаки какого-то таланта и эти признаки переоценивать. Родители, сами наделенные каким-то талантом или имеющие интересное увлечение, обычно уделяют ему слишком много внимания и ожидают от ребенка таких же способностей и проявления интереса к своему увлечению. Личностные факторы и разнообразие семейных интересов и увлечений приводят к тому, что дети в одной семье часто реагируют по-разному — и положительно, и отрицательно — на родительские приоритеты.
Родители могут плодотворно думать и взаимодействовать в определении их собственных человеческих и социальных ценностей, Что самое важное в жизни? Что хотят они дать ребенку? Все согласны, что на первом месте стоят здоровье и счастье — здоровье как физическое, так и моральное. В свете этих вселенских приоритетов какие же добродетели они воспитывают, какие слабые стороны получают развитие в их семейной жизни каждый день и каждый час? Какие награды даются за готовность помочь, за терпение, упорство, ответственность, щедрость души, оптимизм, храбрость и честность, когда все эти черты проявляются в маленьких делах маленького человека? Действительно, если подумать — эти свойства никак не менее ценны, чем выдающиеся умственные способности или абсолютный слух. Для родителей, задающихся этими вопросами, положительные результаты — это, скорее всего, верное соотношение того, на что они обращают внимание, чему довольно улыбаются, что хвалят и что выделяют, рассказывая о поведении ребенка. Родительские оценки для ребенка — одновременно и награда и мерило его самовосприятия и самооценки.
Родители должны спросить себя: «Что я вижу и что ценю в своем ребенке и как мне показать ему это?» Тогда система родительских оценок, в которой ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать одаренного ребенка во всей его многогранности. Тогда ребенок не будет видеть себя как в комнате смеха, где какой-то его талант акцентируется вне всяких пропорций.
Приводя в качестве примера такую крайнюю ситуацию, автор рискует «промахнуться»: отец или мать скажут: «Ну, с нами-то такого не бывает. Хотя у знакомых мы это встречали». К счастью, такие примеры нечасты, 3 существует определенная неравномерность в том, какие стили поведения поддерживаются родителями, а какие — нет. Родители должны быть бдительными и честными перед собой, чтобы не допускать нездоровых искажений в семейной системе поддержки и развития одаренного ребенка.
Итак, родители играют главную роль в том открытии, которое делает одаренный ребенок. Помимо того, чего родителям следовало бы избегать, надо сказать и о том, что им делать, когда ребенок начинает задаваться вопросами о своей исключительности. Что и как должен сказать взрослый, чтобы ребенок его понял? Какие детские опыты вызовут у него вопросы?
Следующая, вероятно апокрифическая, история может служить хорошим «правилом буравчика» для родительских объяснений. Однажды 5-летний Брайан пришел домой из садика и попросил маму рассказать ему про Марс. «Спроси у папы, когда он придет,— ответила она. — Он ведь астроном». На это Брайан ответил: «Да, но я не хочу столько знать». Все дети в этой семье с тех пор произносят слово «Марс», когда ответ на какой-либо вопрос грозит гораздо большей информацией, чем спрашивающий хотел бы получить.
При разговоре с ребенком родители обязательно должны принимать во внимание и ситуацию, вызвавшую то или иное поведение ребенка. Нередко одаренный ребенок быстрее и лучше делает что-то, чем старшие брат или сестра. Это вызывает их раздражение. Объясните малышу, что каждый человек осваивает разные вещи по-своему, что он обладает счастливой способностью быстрее понимать, чем другие, и что любовь и доброта должны помочь ему быть терпеливым к другим. Познакомьте его с другими детьми, которые столь же быстры, как и он. Удовольствие, которое ребенок получает от своих способностей, должно быть сбалансировано пониманием того, что его сверстники и товарищи обладают другими, столь же уникальными качествами.
Более интеллектуально развитой одаренный ребенок часто склонен командовать сверстниками — иначе ему становится скучно с ними. Один из приемов, подходящих в таких ситуациях,— это ролевая игра. Поскольку ребенок 3—5 лет обычно не может принять точку зрения другого человека, а обучается естественным путем возьмите на себя роль такого же одаренного ребенка: поставьте перед малышом задачу с недостаточными условиями, скажите ему ответ прежде, чем он сумеет найти его сам, и пожурите за неправильную или слишком медленную реакцию.
Такие ситуации одаренный ребенок редко встречает в повседневной жизни, и ему трудно понять, как его собственное поведение влияет на других детей. Фразы вроде: «А если бы ты был на его месте?» или «Хорошо бы тебе было, если бы он с тобой так поступил?» — часто не оказывают серьезного воздействия на детей дошкольного возраста. И не вызывают желаемой реакции сопереживания, так как не подкреплены собственным опытом ребенка. Обычный для детей такого возраста эгоцентризм не позволяет им принять чужой опыт близко к сердцу. В этом случае взрослые, окружающие ребенка, должны найти иной способ помочь ему воспринять все так, как следует.
Игра «по ролям» представляется лучшим заменителем обычного опыта и инструментом, с помощью которого родители и учителя могут добиться впечатляющих результатов. Восприимчивые родители, уделяющие внимание игровому обучению, интуитивно улавливают преимущества, которые дает ролевая игра в сравнении с обычной родительской беседой,—и это несмотря на то, что их 3—5-летний ребенок превосходно владеет искусством речевой коммуникации.
На другом же конце спектра изучавшихся Блумом семей находятся родители, которые почитают за лучшее не уделять внимания детским талантам. Широко распространенные антиэлитарные настроения в Америке заставляют многих родителей в средних и низших слоях весьма настороженно относиться к тому, чтобы их дети считались интеллектуально одаренными. Такие родители игнорируют ранние проявления понимания своей исключительности у детей и избегают вслух обсуждать их замечательные способности. Главное, чтобы Их Дети были «нормальными».
Такое отношение родителей может оказать нежела тельное воздействие на одаренного ребенка. Особые таланты ребенка не исчезнут, если их просто не замечать. Ведь для ребенка эти его способности являются нормальными, они — неотъемлемая часть его самого. Тогда ребенку приходится самому разбираться во всех социальных последствиях и сложностях своих неординарных способностей.
Цену своей неординарности ребенок познает на собственном опыте, но в этом случае он будет лишен возможности рассмотреть и обдумать ее вместе с людьми, важнее которых для него нет никого в целом свете,— с мамой и папой.
Специалисты, занимающиеся изучением человеческого поведения, замечают, что под игнорированием нельзя понимать нейтральное отношение. Это сильно выраженное негативное чувство, которое бихевиористски настроенные психотерапевты часто используют для того, чтобы погасить в ребенке нежелательные поведенческие модели. Родители, предпочитающие не уделять никакого внимания особым талантам ребенка, на самом деле не менее красноречивы, чем любящий дедушка в ресторане: «Твои способности нас не радуют, и этот аспект твоей личности нас не интересует».
В такой ситуации маленький ребенок делает вывод, что важнее всего на свете — быть таким, как все. Тогда он начинает скрывать свои способности, из-за которых вынужден воспринимать себя «белой вороной». Детей сбивает с толку само обладание способностями и возможность (или невозможность) их использовать. Таким образом, открытие собственной личности омрачается и тормозится невозможностью свободно в себе разобраться и получить поддержку умных и тактичных родителей.
Некоторые одаренные дети, даже до столкновения с другими детьми в классной комнате, уже научились вести себя как все и не выказывать свои таланты. Может быть, ребенку в этом случае легче сходиться со сверстниками, да и родителям не приходится решать столь сложные задачи. Но ведь для ребенка такое поведение является ложным. Поскольку то, чему он таким образом научился,— это не расчетливая адаптация к оцениваемой ситуации, а постоянная фальсификация собственного «Я». Удобная обыденность — не слишком ли большая цена за потерю в потенциальном развитии личности?
Равенство возможностей должно предполагать наиболее полное раскрытие всех возможностей каждого. Оно не предполагает и не должно предполагать равные результаты.
Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких способностей и для него самого, и для окружающих. Отношения между ребенком и родителями — это самое важное в воспитании добрых чувств и к нему самому, и ко всему миру.
Ниже мы приводим ряд советов родителям. Следуйте им в обращении с ребенком, который открывает себя.
- Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?
- Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
- Оценивайте уровень развития ребенка. Речевой обмен даже с очень развитым ребенком дошкольного возраста не является наиболее эффективным путем к пониманию.
- Избегайте длинных объяснений или бесед.
- Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.
- Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
www.friendship.com.ru
Открытия ребенка - на сайте MamaExpert.ru
Стандартная система ценностей и определённый жизненный опыт не дают взглянуть на мир под другим углом. Вот почему инжекторный двигатель и тачскриновый телефон удивляют. А то, что голый ствол за пару ночей становится цветущим деревом, – нет. Технотронная эпоха отвлекает от того, что происходит рядом. И ребёнок, открывая для себя новое пространство, покажет, как много вы упустили из виду. Первые открытия ребенка - ещё не всё потеряно!
Открытия ребенка: все перемены к лучшему!
Первый вывод в жизни малютки именно такой. А как иначе? 9 месяцев покоя и уюта сменились аттракционом «рождение».Но это ещё не кульминация. Настоящий катарсис наступает в тот момент, когда пробуешь мамино молоко.
Преодолевая определённый кризис, человек выходит на новый уровень.
Чуть позже ребёнок сформулирует это для себя. Но пока его ощущения сводятся к тому, что всё не так плохо, как ему казалось вначале. Комфорт обеспечивает и мамино молоко, и постоянная близость родителей.Такие простые радости.
Открытия ребенка: достаточно сказать «а»
Малыш убедится в том, что его голос обладает магической силой притягивать к себе… родителей. Даже тихое «уа» приводит к тому, что над кроваткой возникает папино (или мамино) лицо. Вы должны понять две простые вещи о крике ребёнка. Во-первых, на него нужно реагировать. Во-вторых, это сигнал SOS. Сродни вызова вас в кабинет начальника.Так что успокаивайте сердцебиение, дышите глубже и учитесь понимать, что именно нужно малышу. Поверьте, кроме кормления грудью вы в состоянии разрешить любую ситуацию. И благодаря этому своему качеству со временем приобретаете в глазах ребёнка статус супергероя.
Открытия ребенка: это – руки. Не для скуки
Поначалу ребёнок даже не подозревает, что скоро в его жизни появятся два незаменимых помощника. Кто? Руки, конечно же. Положение рук крохи «Кличко в защите» – физиологично. Но вы можете ускорить процесс расслабления мышц. С помощью массажа – медленных поглаживаний от плечика к кисти, разгибания и сгибания рук, массирования ладошек.
Открытия ребенка: добрых людей много
Папины руки – самое надёжное место для крохи. Но оказывается, не только папа может взять на руки и сделать самолёт, покатать на спине или смешно надуть щёки. Первое знакомство с дедуш- ками-бабушками и другими родственниками лучше провести на своей территории. Иначе можно перегрузить ребёнка информацией. Ведь ему в диковинку будут не только люди, но и пространство вокруг.
Открытия ребенка: в баночке что-то вкусное
На вид яркая, как игрушка, бутылочка всегда оправдывает свою внешность. Ведь внутри так же вкусно, как сверху – нарядно. Когда папа откручивает крышечку, малыш знает: будет сладко… Когда предложить ребёнку сок? Малышу на искусственном вскармливании – в 5,5 месяцев. Тому же, кто пьёт мамино молоко, – на полтора месяца позже.
Открытия ребенка: музыка такая разная
Оказывается, музыку создаёт не мама или няня (как малыш думал до рождения), а волшебная коробка. И папа обращается с ней виртуозно! Вам выпала честь представить ребёнку музыкальный мир во всём его разнообразии. Хорошо, что он знаком с Вивальди и Штраусом, но ведь и у R.E.M. есть лирические произведения. Однако не увлекайтесь, ведь тонкий слух малыша страдает от слишком громких звуков. Кстати, хитом для крохи остаётся мамина колыбельная. Впрочем, и папа может спеть песню на ночь.
Открытия ребенка: мой папа – всемогущий!
Папа может устроить состояние невесомости, реветь, как турбина ракеты, быть подводной лодкой и вездеходом. В вашей жизни настало звёздное время (заметьте, не час!). Сейчас любое ваше действие рождает уважение и бесконечное обожание.
Открытия ребенка: волшебство рядышком
Как ещё расценивать малышу такую перемену? Песок, который высыпается сквозь пальчики, вдруг уютно укладывается в куличики. Причём это чудо ребёнок способен сотворить собственными руками, что повышает самооценку и вызывает желание повторять ещё и ещё. Вы, словно преподаватель Хогвартса, обучаете волшебству. И тот факт, что малыш поймёт, как это происходит, не сделает окружающее прозаичным.
Открытия ребенка: что наша жизнь? Игра…
Игра под названием «Огромный бух!» заключается в том, чтобы вызвать максимальное количество брызг брошенным в воду камнем. Уже в первые месяцы жизни малыш учит вас, как нужно играть. И несмотря на простые правила, релаксационный эффект впечатляет!
Открытия ребенка: а сверху видно всё!
Как радикально, в лучшую сторону меняется ситуация, когда встаёшь на собственные ноги. Стимулировать ребёнка к ходьбе несложно. Например, разумно подарить игрушку, на которую можно опереться. Или разместить в разных концах комнаты предметы, которые привлекут внимание и вызовут у крохи инстинкт собственника. Но не забудьте подстраховать!
Возможно, вам будет интересен сервис niani.com
mamaexpert.ru